986

"...Не пытайся его украсть у меня, а то прокляну"

Боясь, что кто-то может позариться на его добро он и пригрозил проклятием. Берестяная грамота с такой надписью стала одной из первых, найденных в Великом Новгороде в этом археологическом сезоне. Как известно, историю всегда в первую очередь интересовали войны, правители, великие события, из ряда вон выходящие факты, а повседневная жизнь простых обывателей если и попадала на страницы хроник, то отрывочно и случайно.

Подобная избирательность летописцев мешает составить полное представление о той или иной эпохе – из-за этого нам тяжело понять, чем и как жила основная масса людей.

В этом смысле бесценны новгородские берестяные грамоты, которых найдено только в Великом Новгороде и Новгородской области уже более тысячи. Темами записок из бересты становились личные проблемы и отношения между отдельными людьми. Представьте, какие выводы мог бы сделать будущий историк, если бы нашел сим-карту начала двадцать первого века набитую смсками. Тем же самым для современного историка является берестяная грамота. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Самая первая грамота была обнаружена на мостовой четырнадцатого века, в свою очередь откопанной из-под земли. Она была вдавлена между двумя досками настила. Ее нашли в 1951 году. Кстати сказать, в июле этого года исполнилась пятьдесят седьмая годовщина этого события. В найденной грамоте было тридцать строк связного текста. Несмотря на то, что береста была местами повреждена, ученые без труда уловили ее смысл. В документе были перечислены села, с которых шли подробно обозначенные повинности в пользу какого-то Ромы. Эта грамота, которую кто-то потерял или выбросил, в начале 14 века послужила важным дополнениям к представлениям историков о правах собственности в это время.

Грамоты совершенно различны по настроению писавших. В одной, например, употребляются древненовгородские матерные слова, а ее смысл в общих чертах сводится к тому, что один купец предлагает другому не «;выпендриваться» и слушать советы.

Есть грамоты, содержащие признания в любви. Вот еще один образец: «;Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви ... Яз ему отвечал: На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито». У записки нет конца, и из первой строки вырван большой кусок. Но взаимоотношения участников запечатленного в ней события понятны. Есиф, которому послана грамота, - господин, феодал, землевладелец. Грихша, автор письма, - приказчик Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на «;безатьщине», то есть пользуется каким-то выморочным участком земли, прежний владелец которого обязан был варить пиво в пользу Онаньи.

Вот еще одна грамота, которая живописностью ситуации перечеркивает прошедшие со времен ее написания 400 лет. «;От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане ли здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле» Борису, находящемуся где-то вне Новгорода, понадобился конь для разъездов. Он просит немедленно прислать ему слугу на жеребце. Очевидно, Борис богатый человек и у него много слуг. Если бы слуг было немного, он позвал бы по имени того, который ему нужен; здесь же Борис полагается на выбор самой Настасьи. Заодно она должна прислать ему забытую дома рубашку.

Впрочем,  не все грамоты имеют бытовое содержание, попадаются налоговые и даже шпионские грамоты. Археологи, ведущие раскопки в Великом Новгороде говорят, что есть имена, упоминающиеся в записках неоднократно, они словно оживают перед воображением археологов.

Вот имена этих новгородцев: Вдовин, Воебуд, Домашка, Жирочек, Мирожка, Нос, Тешко, Швец и Шильник. В ближайшее время, историки, занимающиеся раскопками средневековой городской республики Новгород, обещают открыть электронный ресурс, где будут выложены все найденные грамоты, а так же различные пояснения к ним.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».