1992

"Образование Великого Новгорода: время новых решений"

27-29 августа 2012 года в Великом Новгороде проходит городская педагогическая августовская конференция муниципальной системы образования Великого Новгорода «Инновации. Инвестиции. Инициативы». Сегодня, 28 августа, на базе МАУК «Центр культуры искусства и общественных инициатив «Диалог» прошло пленарное заседание конференции. С приветственным словом к педагогам обратился временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Сергей Митин: «Наша задача, власти, создать нормальные условия для работы – это достойная заработная плата педагогов и состояние образовательных учреждений. И, поверьте, для нас эта задача одна из первостепенных. В бюджете и области, и Великого Новгорода, в частности, «образование» - самая большая статья расходов. Все эти финансовые вложения и ваш профессионализм, ваш опыт, дают право с уверенность сегодня смотреть в будущее нашего региона». Мэр Юрий Бобрышев выступил на конференции с докладом «Образование Великого Новгорода: время новых решений». Основные тезисы выступления:«В конце 90-х годов прошлого столетия - начале третьего тысячелетия педагогическая общественность нашего города во главе с замечательным педагогом - ученым, доктором педагогических наук, профессором НовГУ имени Ярослава Мудрого - Михаилом Наумовичем Певзнером основали научную школу: «Развитие открытых образовательных систем в России и за рубежом», в основе которой лежит идея открытости образования как атрибута открытого гражданского общества.Педагогами и учеными разработано целостное философско-педагогическое обоснование открытого образования как сложной социальной системы:- проявляющей способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;- обеспечивающей доступ каждого человека к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни;- предоставляющей широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными образовательными программами.Конструирование образования как открытой системы позволяет решить целый ряд проблем, наиболее важными из которых являются:• проблема гражданского воспитания молодого поколения, способного в условиях обострения общественных противоречий и усиления крайних политических альтернатив к выбору и рациональному обоснованию ценностей устойчивого демократического развития, интегрирующего интересы разнообразных экономических, социальных и культурных групп;• проблема включения образования в процессы регионального развития, улучшения качества жизни населения через участие в социально-экономических и культурных программах, стимулирование гражданской ответственности и инициативы взрослых;• проблема адаптации образования к ситуации политической и экономической нестабильности, трудно прогнозируемых процессов исторического «излома» в развитии общества, вызывающих необходимость отказа от традиционных подходов к планированию образования и формирования гибкого механизма реагирования на меняющиеся социальные условия на основе сочетания системного и ситуативного подходов;• проблема сочетания легитимных и нестандартных форм образования, обеспечивающего его открытый и непрерывный (в течение всей жизни) характер;• проблема профессионального роста и самосовершенствования через систему дополнительного образования и продуктивные формы сопровождения профессиональной деятельности специалиста.Эти инициативы, успешно внедряющиеся сегодня в повседневную педагогическую практику муниципальной системы образования Великого Новгорода, нашли свое логическое продолжение в инновационных проектах Российской Федерации. Объявленная концепция реформы и модернизации образования, законодательно закрепленная в документах:приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования (КПМО), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,прошлогоднего июльского проекта модернизации региональных систем общего образования, всей тяжестью их реализации возложены на регионы, органы местного самоуправления и непосредственно на образовательные учреждения. Образовательным учреждениям предоставлена возможность не только самостоятельного ведения финансово – хозяйственной деятельности, но и значительной ответственности.Улучшение качества образования и совершенствование муниципальной системы его оценки, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в образовательный процесс и процесс управления, развитие инфраструктуры ОУ и укрепление их материально технической базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления с расширением его общественного - государственного характера в условиях автономизации образовательных учреждений, реализация выше перечисленных проектов - вот далеко не полный перечень сегодняшних инновационных процессов в сфере образования Великого Новгорода. Любые начинания, также как и функционирование, требуют поддержки: моральной, кадровой, материальной, финансовой. Прежде всего, Администрация Великого Новгорода осуществляет инвестирование в развитие отрасли, поддержку инновационных программ и образовательных учреждений, системы поощрения классных руководителей, лучших педагогов и талантливых учащихся. За четыре с половиной года консолидированный бюджет муниципальной системы образования Великого Новгорода вырос не на какие-то проценты, а более, чем в полтора раза, и в текущем году он составляет 1,6 млрд. рублей. Это для города очень большие деньги. На ремонтные работы, подготовку ОУ к новому учебному году, открытие новых групп в дошкольных образовательных учреждениях из бюджета Великого Новгорода выделены в 2012 году средства в сумме около 73 млн. рублей, (в 2011 году эта сумма составляла около 60 млн. руб.), в том числе:школам и гимназиям - более 40 млн. руб.;детским садам - 25 млн. руб., (в том числе – почти 19 млн. руб. - на открытие групп для детей дошкольного возраста);учреждениям дополнительного образования – 7,5 млн. руб.Мы накопили уникальный опыт, отработали ключевые механизмы, на основе которых должны развиваться муниципальные образовательные учреждения и система образования Великого Новгорода в целом. Главное - смогли привлечь внимание всего городского сообщества, сконцентрировать усилия всех уровней власти вокруг проблем новгородского образования, что само по себе считаю очень важным. Не случайным является участие ОУ в реализации различных целевых муниципальных программ. Общие инвестиции в образование по данному направлению составили 33,5 млн. руб., например:комплекс целевых программ по реализации Концепции развития системы воспитания детей и молодежи «Содружество» (около 2-х млн. руб.),муниципальная целевая программа «Реализация первичных мер пожарной безопасности на территории В. Новгорода на 2011 – 2015 гг.» (более 7 млн. руб.)муниципальная целевая программа «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2010 – 2012 годы (7,3 млн. руб.), муниципальная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Великом Новгороде на 2010-2013 гг." (более 8 млн.руб.),муниципальная целевая программа профилактики терроризма и экстремизма в Великом Новгороде на 2011-2013 годы (9 млн. руб. - на ремонт уличного освещения, ремонт и замену ограждений),муниципальная целевая программа «Энергосбережение в Великом Новгороде на 2010-2014 годы» (5,3 млн. руб.).Значительную роль для развития системы образования имеет многоканальное финансирование отрасли. Из средств бюджета Новгородской области инвестиции 2012 года в образование города для реализации мероприятий в рамках областной целевой программы «Развитие образования и науки на 2011 – 2015 годы» составили более 22-х млн. руб., в том числе:- доступ к сети Интернет (960 тыс. руб.), - приобретение учебников (10,3 млн. руб.), - создание необходимых условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий (более 4-х млн. руб.)- безопасность образовательных учреждений (субсидия – более 5 млн. руб.) - питьевой режим (субсидия – около 2-х млн. руб.),Средства федерального бюджета 2012 года в сумме 78,5 млн.руб. направлены на:- реализацию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (строительство автогородка - 10 млн. руб.):модернизацию общего образования Великого Новгорода. Основные направления, на которые будут направлены расходы этих средств связаны, в первую очередь, с укреплением и развитием материально - технической базы ОУ и созданием в них условий обучения, отвечающих современным требованиям:- приобретение учебно-лабораторного (более 9 млн. руб.), учебно-производственного (4,4 млн. руб.), спортивного (около 5 млн. руб.), компьютерного (около 7 млн. руб.) оборудования, - пополнение библиотечного фонда ОУ (5,5 млн. руб.),- дистанционное обучение (1,6 млн. руб.),- приобретение технологического оборудования для школьных столовых (около 16 млн. руб.). Впервые выделены денежные средства из федерального бюджета в рамках проекта модернизации на капитальный ремонт ОУ в сумме более 18 млн. руб., медицинское обслуживание, в том числе оснащение медицинских кабинетов - более 2-х млн. руб.Инновационным направлением в деятельности образования можно считать принцип распределения всех дополнительных инвестиционных потоков денежных средств: во-первых, в соответствии с количеством обучающихся и с учетом конечного результата качества образования в каждом конкретном ОУ. Кстати сказать, данный принцип был предложен Администрацией Великого Новгорода на встрече с В.В.Путиным в нашем городе в 2010-м год;во-вторых, средства предоставляются в обмен на обязательства, а также при обязательном софинансировании, на что из бюджета Великого Новгорода в 2012 году системе образования дополнительно предоставлены денежные средства в сумме более 13 млн. руб.В связи с изменениями федерального законодательства Администрация Великого Новгорода последние 2 года несет ответственность не только за организацию отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время, но и за финансирование данных мероприятий, что потребовало разработки и утверждения муниципальной целевой программы. В рамках этой Программы в бюджете Великого Новгорода на 2012 год утверждены расходы на сумму около 40 млн. руб. Выделены средства на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время, на проведение медицинских осмотров работников лагерей дневного пребывания и лагерей труда и отдыха, профильных лагерей. Создание безопасных условий пребывания детей в период их организованного отдыха требует пристального и постоянного внимания, а также инвестирования мероприятий по подготовке образовательно-оздоровительных учреждений к приему детей. В текущем году на эти мероприятия израсходовано более 6,5 млн. руб. из городского бюджета.Необходимо укреплять, совершенствовать единое образовательное пространство города, чтобы качественное, современное образование было доступно каждому ребенку независимо от социального статуса семьи, места его рождения либо проживания. Мы обязаны обеспечить всем юным новгородцам равные стартовые условия в жизни. В полной мере это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. В этом вопросе приоритетная задача - сделать так, чтобы они могли учиться в обычных образовательных учреждениях, не чувствовали себя оторванными, изолированными от общества. Надо, чтобы все дети независимо от их физического здоровья учились и росли вместе, чтобы общение со своими сверстниками помогало им становиться на ноги в жизни, и, чтобы такое поведение в обществе стало нормой. «В конечном счете, отношение к людям с ограниченными возможностями - это показатель цивилизованности любой страны» - считает Президент РФ - В.В. Путин.С 2012 года в реализации долгосрочной областной целевой программы "Доступная среда на 2011-2015 годы" начинают принимать участие по созданию безбарьерной среды наши городские автономные образовательные учреждения - средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением обществознания и экономики и гимназия «Новоскул». За годы реализации данной программы - к 2015 году должна будет увеличиться доля ОУ до 25% от их общего числа в городе (6,5% в настоящее время), где будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.Нужно также широко внедрять дистанционные формы обучения для тех детей-инвалидов, кому это необходимо, что, безусловно, поможет открыть новые возможности для их самореализации. Конечно, наши усилия должны быть направлены и на поиск, а также - развитие талантов. А талантливых детей у нас много. И конечно, нам нельзя никого пропустить, никого потерять. Уже с этого учебного года данное направление деятельности, в соответствии с недавно утвержденной Думой Великого Новгорода программой развития муниципальной системы образования на 2012-2015 годы, должно стать одним из основных в работе комитета по образованию и каждого образовательного учреждения, каждого педагога, независимо от того, в учреждении какого уровня он работает: будь-то детский сад или школа, гимназия или лицей, спортивная школа или музыкальная школа. Работа по развитию одаренных детей принесет результат, если ею серьезно заниматься на всех уровнях. И это тоже инвестиции, только долгосрочные. Еще раз подчеркну, система образования должна «…в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодежи». Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашего города. Сейчас в обществе идет очень оживленная дискуссия. Чему мы хотим научить наших детей? Какими знаниями и умениями они должны обладать? Словом, каким должно быть наше образование? Часто в пример приводят различные системы образования: американскую, западноевропейскую, советскую и т.д. У нас есть свои традиции и свои очевидные преимущества! Наша задача сохранить все самое лучшее, чем всегда гордилось отечественное образование, при этом обеспечивая инновационное развитие муниципальной системы образования. Она, безусловно, должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи. Я приглашаю всех к сотрудничеству и надеюсь, что новый учебный год принесет нам удовлетворение от нашей общей работы, поддержку родителей, и общественности. Желаю всем надежды на то, что наши усилия воплотятся в успехи детей».