1298

"Открытая пятница" в Музее изобразительных искусств и ц. Петра и Павла в Кожевниках

12 июля 2013г. в рамках возобновленного летнего проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты: Музей изобразительных искусств (Софийская пл., 2; режим работы 10.00 – 18.00); церковь Петра и Павла в Кожевниках (Звериная ул., режим работы 11.00 – 16.00).

Начало нынешнего проекта оказалось очень удачным: 5 июля музейные объекты, открытые для бесплатного посещения (ц. Андрея Стратилата и ц. Спаса Преображения на Ковалеве), посмотрели более 400 человек.

Музей изобразительных искусств. Экспозиция «Русское изобразительное искусство XVIII – ХХ вв.»

Экспозиция русского изобразительного искусства XVIII-XX вв. размещается в здании бывшего Дворянского депутатского собрания, построенного в 1851 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (1802-1865). Более полувека здание являлось местом проведения дворянских депутатских и губернских земских собраний, профессиональных и любительских концертов, музыкальных вечеров, спектаклей, заседаний Новгородского благородного собрания и Общества любителей древности, в нем читались публичные лекции, устраивались ежегодные балы. К наиболее значительным историческим событиям, проходившим в стенах Дворянского собрания, относятся торжества 1862 года по случаю празднования 1000-летия российской государственности, на которых присутствовал император Александр II с семьей и свитой, и проведение в 1911 году XV Всероссийского археологического съезда.

В советское время в здании размещались различные организации и учебные заведения. Первоначальный архитектурный облик двухэтажной постройки, фасад которой завершался фронтонами в виде кокошников с лепными гербами уездных городов Новгородской губернии, был изменен в 1950-е гг. В ходе реконструкции был уничтожен фасадный декор, надстроен третий этаж, а в центральной части фасада сооружен портик, поддерживаемый восьмью массивными колоннами. Внутренняя планировка здания и первоначальная форма окон были частично сохранены.

В 2001 г. в здании Дворянского собрания открыт Музей изобразительных искусств, где располагается экспозиция «Русское искусство XVIII – XX вв.». Экспозиция позволяет познакомиться с богатой коллекцией русской живописи XVIII – XX вв., графики и скульптуры, коллекция портретной миниатюры представлена во всем жанровом и стилистическом многообразии.

Основная часть музейной коллекции была сформирована в 1920 – 1930 гг. из закрытых дворянских усадеб, Государственного Русского музея и Российского музейного фонда. Собрание художественных произведений включает картины Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Репина, И. Айвазовского и др. Среди замечательных образчиков скульптуры музея – произведения М. Антокольского, Ф. Шубина, М. Врубеля, П. Трубецкого.

Посетителей встречает полотно Б. Виллевальде «Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в 1862 г.». Коллекция позволяет в достаточно полной мере представить основные пути развития отечественного изобразительного искусства. В здании Дворянского собрания проводятся торжественные церемонии бракосочетания и зимние балы.

В выставочных залах третьего этажа сейчас работают выставки: «Искусство нюансов. Пастель и художественное стекло в собрании Новгородского музея-заповедника» и «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII-начала XX века. Живопись, графика, скульптура. Выставка представляет более двухсот произведений портретного жанра из фонда живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Расположена за пределами Земляного города в районе, который носил название Кожевники, здесь когда-то жили скорняки. Поскольку их работа была связана с крайне неприятными запахами, жили кожевники за городской чертой. Сооруженный в 1406 г. каменный храм – один из красивейших в городе. Первоначально памятник выглядел так же, как в настоящее время.

Стены снаружи и внутри не были оштукатурены. Кладка стен выполнена из красного ракушечника и кирпича. Вкладные кресты, ниши, розетки щедро украшают фасады памятника, обращенные к городу, и почти отсутствуют на северном фасаде, обращенном в поле. Нарядная лемеховая кровля – из осиновых дощечек с резными концами. Внутри храма фресковая живопись отсутствовала.

После реставрации церковь – это единственная постройка периода Новгородской республики, которой почти полностью возвращен первоначальный облик.