1858

"Открытые пятницы" в Новгородском музее-заповеднике

04 июля 2014 г. Новгородский музей-заповедник возобновил традиционный летний проект «Открытая пятница». Проект, прежде всего ориентированный на социально незащищенные категории граждан, стартовал в июле 2011 г. За три года возможностью бесплатного знакомства с коллекциями музея и памятниками архитектуры Древнего Новгорода воспользовались более 15 тысяч человек.

Нынешним летом, в течение июля-августа 2014 г., по пятницам, еженедельно два объекта музея будут открыты для бесплатного посещения. В каждом памятнике будут дежурить консультанты, которые, в случае необходимости, смогут дать посетителям краткую информацию о памятнике.

29 августа – ц. Симеона Богоприимца (Звериная ул.), Воротная башня Гостиного двора (выставка «Христианские древности. Художественный металл XI – XIX вв.);

22 августа 2014 г. в рамках проекта «Открытая пятница» Новгородского музея-заповедника для бесплатного посещения будут открыты: памятник-музей церковь Федора Стратилата на Ручью (ул. Федоровский Ручей, 19а; режим работы 10:00 – 17:00); Владычная (Грановитая) палата (Кремль, 14; режим работы 10:00 – 18:00).

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Памятник архитектуры и монументальной живописи XIV в.

Расположена на ул. Федоровский Ручей, названной в память о протекавшем здесь ручье, русло которого засыпано при строительстве моста через реку Волхов. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сооружена в 1360 – 1361 гг., согласно летописным данным, «…Семеоном Ондреевичем с боголюбивой матерью своею…», заказчики принадлежали к верхушке новгородского боярства.

Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Отличительной особенностью храма является богатый декор на фасадах: арочки, различные ниши, окна со стрельчатыми завершениями, разнообразные по рисунку «бровки» над окнами, каменные кресты. С западной стороны к церкви примыкают пристройка и колокольня XVII в.

Фресковая роспись церкви датируется второй половиной XIV в. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. Живопись поражает своим высоким мастерством. Её художественное значение исключительно. В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII – XIV вв. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине, расписанной гениальным мастером Феофаном Греком. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

Церковь Федора Стратилата – выдающийся памятник, ставший надолго классическим об­разцом для последующего строительства.

Владычная (Грановита) палата. Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики.

Концепция музеефикации памятника основывается на том, что главным источником исторической и художественной информации является сама палата – выявленные первоначальные архитектурные формы и фрагменты древней росписи. Важнейший объект показа – так называемая Келья архиепископа Иоанна, украшенная фресками XV в. и росписью начала XIX.

Компартименты палаты используются для размещения выставок. Одна из них – «Палата Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля» – располагается на первом этаже в одностолпном зале. Она посвящена не только истории самого памятника, но и неразрывно связанным с ним темам: «Новгородские владыки и Владычный двор». В палате на Владычном дворе протекала жизнь новгородских святителей, игравших огромную роль в жизни средневекового города, немало сделавших для возвеличивания Новгорода, прославления его истории и святынь. Многие из архиереев были причислены к лику святых. Этот раздел раскрывается на таких экспонатах, как драгоценные кресты и иконы с изображением святителей; предметы, приписываемые им церковным преданием – фелонь архиепископа Моисея; шапочка и фелонь епископа Никиты; немногочисленные реликвии – ларец архиепископа Евфимия II и панагия патриарха Никона, а также берестяные грамоты, именные печати владык и владычных наместников. Один из древнейших изобразительных источников по теме «Владычный двор» – икона «Богоматерь Знамение с избранными святыми и изображением Новгородского Кремля» рубежа XVII-XVIII вв. Эта тема также иллюстрируется материалами раскопок Владычного двора и планами рубежа XVIII – XIX вв.

Второй раздел выставки, посвященный истории Владычной палаты, раскрывается на материалах архивных изысканий (планы и чертежи XIX в., фото XIX – начала XX вв.) и архитектурно-археологических исследований (кирпичи, слюда, черепица, изразцы). Центральный экспонат этого раздела – макет-реконструкция Владычной палаты на первоначальную дату – своеобразный итог исследования памятника.

На втором этаже палаты в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате располагается экспозиция «Ювелирное искусство VI – XVII вв. в собрании Новгородского музея». Большую часть экспонатов составляют предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей.

В готическом зале экспонируются уникальные произведения византийского, древнерусского и западноевропейского ювелирного искусства V – XV вв.: золотые височные кольца и наперсные кресты, камеи, ларец из слоновой кости, большой и малый сионы из Софийского собора, два кратира, икона «Богоматерь Корсунская», миниатюрные произведения – ювелирные украшения из археологических раскопок, произведения, выполненные в сложнейшей технике перегородчатой эмали, ларец, лиможские эмали и реликварий.

В Крестовой палате экспонируются произведения древнерусского ювелирного искусства XVI-XVII вв.: архиерейские посохи, митры и панагии, напрестольные Евангелия и кресты, евхаристические сосуды, иконы в окладах, кадила и водосвятные чаши.