1656

Работа Администрации Великого Новгорода получила положительную оценку

Сегодня Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев представил отчет Губернатору Сергею Митину о социально-экономическом развитии Великого Новгорода в 2009 году и обозначил перспективы на текущий период. Великий Новгород занимает ведущую позицию в экономическом потенциале области: в городе формируется более 80% прибыли, производится 62% промышленной продукции области, осваивается около 40% инвестиций, доля города в формировании ВРП (валового регионального продукта) Новгородской области составляет 60,8%, что составляет 65,2 млрд. рублей. Для сравнения - в 2008 году этот показатель составлял 67,5 млрд. рублей. То есть, произошло некоторое снижение доли города - на 2,7% или на 2,3 млрд. рублей, в связи со снижением полученной прибыли на основных предприятиях города. Годовой объем производства товаров и услуг всеми отраслями экономики города в 2009 году составил порядка 86 млрд. руб. Основная доля в структуре экономики города принадлежит промышленному сектору, где производится 67% общего объема товаров и услуг.

В отчетном году:

- индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям Великого Новгорода в 2009 году составил 85,4%, что ниже уровня 2008 года (103,9%), но выше областного индекса за аналогичный период – общепромышленный индекс – 81%, по крупным и средним предприятиям - 79,6%;

- объем отгруженной продукции крупных и средних организаций Великого Новгорода составил 51,6 млрд. руб. или 84,3% к уровню 2008 года;

- объем жилищного строительства по данным статистики составил 120,3 тыс. кв. м. или 87,6% к уровню 2008 года (по области – 95,0%);

- оборот розничной торговли составил 27,1 млрд. руб. или 101,1% к уровню 2008 года (по области – 102,9%);

- номинальная среднемесячная заработная плата выросла на 7,8% к 2008 году и составила 18 603,4 рублей.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в 2009 году, повлияла на исполнение бюджетов всех уровней, включая и бюджет Великого Новгорода. Сократились поступления доходов в бюджет, что привело к необходимости более тщательно анализировать бюджетные расходы в целях исполнения всех принятых расходных и долговых обязательств.

Отличительной особенностью исполнения бюджета 2009 года являлось своевременное финансовое обеспечение запланированных мероприятий, связанных с проведением мероприятий, посвященных ХХIХ Ганзейским дням и 1150-летнему Юбилею Великого Новгорода.

Город, по оценке Мэра, справился с задачей по изысканию собственных и привлечению дополнительных внебюджетных средств для организации праздничных мероприятий на высоком уровне. Он подробно остановился на вопросах исполнения бюджета города. Уточненный объем бюджета города на 2009 год составил по доходам 4 млрд. 248,7 млн. руб., по расходам – 4 млрд. 917,8 млн. руб. Плановый дефицит бюджета составил – 669 млн. руб., без учета остатков межбюджетных трансфертов на начало года (189,7 млн. руб.). Т.е., бюджет был утвержден с предельно допустимым уровнем дефицита (9,9 % от собственных доходов).

Бюджет города по доходам исполнен в сумме 4 млрд. 233,1 млн. руб. Основная часть поступлений приходится на собственные доходы, которые составили 1 млрд. 952 млн. руб. или 46,1 %. Годовой план по собственным доходам выполнен на 102 %.

Можно констатировать, что без учета платежей от продажи права аренды от организации «Инвест–Регион-155», которые в 2008 году составляли 357 млн. руб., фактические поступления 2009 года составляют 95,2 % от уровня 2008 года.

Таким образом, общее снижение поступлений по собственным налоговым и неналоговым доходам за 2009 год к 2008 году в условиях кризиса составляет менее 5 %. Доля собственных доходов в структуре бюджета города не сократилась и составила 46,1% в 2009 году. В 2008 году доля составляла 45,8%. Выполнение полномочий, возложенных на городской округ, обеспечивается полностью за счет собственных доходов.

Дотаций из областного бюджета городской округ не получает. Объем субсидий из бюджетов других уровней сокращается.

В 2009 году в консолидированный бюджет области с территории городского округа Великий Новгород поступили налоговые доходы в сумме 8,1 млрд. руб., из которых только 17,7 % составили налоговые поступления в бюджет города (в 2008 году налоговые поступления в консолидированный бюджет области составляли в абсолютной сумме 8,9 млн.руб., из которых на долю городского бюджета приходилось 15,7%.)

Администрация Великого Новгорода постоянно взаимодействовала с администраторами доходов, принимались все возможные меры по сбору платежей, сокращению имеющейся недоимки. Проводилась индивидуальная работа с налогоплательщиками, мониторинг поступлений по основному доходному источнику - налогу на доходы физических лиц и другим платежам.

Увеличению собираемости налогов в бюджет города способствовала, в том числе и работа комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, созданной при Администрации города.

В отчетном году реализовывалось 26 целевых программ, общий объем финансирования которых составил 655,3 млн. рублей, из них:

14 муниципальных – на общую сумму 154,0 млн. рублей;

10 областных - на общую сумму 52,8 млн. рублей;

2 федеральных – на общую сумму 448,5 млн. рублей

Кроме того, осуществлялась реализация адресных программ за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств областного бюджета на общую сумму 287,0 млн. рублей.

Внебюджетные средства, привлеченные на реализацию целевых и адресных программ, составили 577,0 млн. рублей.

Мэр подробно осветил, на что и как расходовались средства, что удалось сделать в интересах жителей города в сферах жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, спорта. Особое внимание было уделено таким вопросам, как развитие жилищного строительства. За счет всех источников финансирования ввод в действие жилых площадей на одного жителя в Великом Новгороде в 2009 году составил 0,56 кв. метров, по Новгородской области – 0,38 кв. метров, РФ – 0,42 кв. м..

Снижение темпов строительства произошло на фоне общей кризисной ситуации, падения спроса на жилье, удорожания кредитных ресурсов и ипотеки. Основная причина снижения объемов строительства состоит в отсутствии платежеспособного спроса населения, при этом основная масса жилья строится по договорам долевого строительства. Комитетом по строительству области Великому Новгороду на 2010 год доведен плановый 10-ти процентный рост на строительство и ввод жилья.

Конечно, Администрация города по-прежнему продолжит участие в федеральных и областных программах по расселению ветхого и аварийного жилья, предоставления жилья детям-сиротам и другим категориям, нуждающимся в нем, но это не решит вопроса увеличения объемов строительства. Решение вопроса состоит в стимулировании спроса посредством снижения ставок ипотечного кредитования или их частичного субсидирования в рамках специально принятых целевых программ, а также реализации проектов по комплексной застройке жилых массивов. Отмечалось, что увеличение объемов строительства жилья возможно за счет застройки как Деревяницкого жилого массива, так и земельного участка Юрьевского аэропорта – («Аркажская слобода»). Учитывая масштаб жилой застройки, необходимо предусмотреть комплексное строительство с учетом, парковочных мест, площадок для отдыха и озеленения, объектов соцкультбыта, таких как детский сад, офис общей врачебной практики, аптеки, библиотечно-досуговый центр, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК).

Мэр осветил направления работы по решению проблемы улучшения жилищных условий граждан, в том числе по расселению из аварийного и ветхого жилья.

В целом проделанную в 2009 году работу Администрации Великого Новгорода руководство области оценило положительно. Но при этом Губернатор области Сергей Митин, заместители главы Администрации области обозначили направления, по которым необходимо областному центру набирать обороты.