1862

Рецензия на спектакль «Последняя жертва» Островского

16 ноября 2007 года Новгородский академический театр драмы имени Достоевского представил вторую в этом театральном сезоне премьеру, комедию Александра Островского «Последняя жертва». Собственный корреспондент ИА «Великий Новгород.ру» побывал на премьере и поделился впечатлениями от увиденного.

Казалось бы, чем может удивить постановка пьесы такого классического драматурга, как Александр Островский? Задача главного режиссера драмтеатра Сергея Морозова усложнялась еще и тем, что новгородская публика, уже успевшая с ним познакомится по спектаклю «Доктор философии», ждала чего-то кардинально нового, необычного.

По сюжету пьесы молодая вдова Юлия Тугина (Людмила Бояринова) влюблена в Вадима Дульчина (заслуженный артист России Даниил Донченко). Однако смысл жизни последнего - бесконтрольная страсть к азарту, к карточным играм. Это увлечение приводит героя пьесы к долговой яме. Единственное спасение - помощь влюбленной в него женщины. Юлия Тугина готова отдать «последнюю жертву», униженно попросив денег у богатого родственника Флора Федулыча (заслуженный артист России Александр Аравушкин), который испытывает к молодой женщине более чем родственные чувства. «Последняя жертва» отдана, но Дульчин и ее проигрывает на карточном столе. Юлия мечтает выйти замуж, а в это время в московском обществе появляется невеста с богатым преданным- В финале пьесы перед главными героями встает выбор: либо настоящие чувства, либо мнимые ценности.

Это версия театра, как, на мой взгляд, писал Александр Островский, - говорит режиссер Сергей Морозов. - Но эта версия отличается от того стереотипа, который существует относительно творчества Островского. Самое для меня, как для режиссера, интересное, сложное, неожиданное, тревожное - это конфликт внутри человека.

В пьесе изображен не просто какой-то бытовой рассказ о любовных перипетиях. В ней отображаются достаточно жесткие современные размышления о жизни, об обществе, о морали, о нравственности в не повествовательном, а в суровом и «графичном» взгляде на эту жизнь. Происходит взаимодействие не только внутри персонажа. Также есть взаимоотношения со временем, с теми ценностями, которые приняты.

В современном обществе также очень остро стоит тема чести и человеческого достоинства, тема статуса и материального достатка, тема любви и выгоды. Актерской труппе драмтеатра как нельзя лучше удалось показать сложное композиционное взаимодействие всех этих элементов. Воплотить авторскую идею помогали внешняя атрибутика и музыкальное сопровождение в спектакле. Костюмы и музыка, дополняя характеры героев, в свою очередь несли самостоятельную смысловую нагрузку. Жизнь многофигурных и разноплановых персонажей является метафорическим отражением жизни сегодняшней, в которой, как и раньше, разыгрывается вечная борьба между материальными и духовными ценностями. Ощущение мистификации и безумства происходящего - это мотивы Достоевского. Морозов показал, что герои Островского, также как герои Достоевского, проходят сложный внутренний путь через пошлость окружающей действительности. У каждого из героев своя реальность, которая не позволяет обрести истинного счастья.

Спектакль ставит перед человеком нелегкий выбор - отдать «последнюю жертву» или сохранить свое достоинство. «Перевороты, которые происходят внутри персонажей - это та загадка, которую мы пытаемся разгадать», - отметил Сергей Морозов.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «Великий Новгород.ру».