1100

Реставраторы Новгородского музея раскроют секреты «тонкого дела»

Просветительский проект Новгородского музея «Спасти и сохранить». Мастер-класс реставратора», стартовавший в феврале 2012 г., продолжится 12 мая в 14.00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2). Тема четвертой встречи: «Тонкое дело». Хранитель фонда ткани и кожи Елена Владимировна Василевская познакомит с коллекцией предметов текстиля Новгородского музея, а заведующая мастерской реставрации тканей Наталья Юрьевна Рябовичева расскажет о материалах, методике, оборудовании, которые используются при реставрации музейных тканей.

Собрание текстиля Новгородского музея насчитывает более 12000 музейных предметов. В его составе небольшая, но удивительная коллекция древнерусских тканей XII-XVII вв. Это произведения лицевого и золотного шитья. Лицевым шитьем украшали облачения священников, предметы церковного обихода (плащаницы, покрова на гробницы, хоругви, палицы, покровцы, воздухи на священные сосуды, пелены). Самым древним образцом древнерусского шитья в коллекции являются поручи «Деисус» XII в., по преданию принадлежавшие преподобному Варлааму Хутынскому.

Уникальна плащаница 1456 г., вклад князя Василия Темного в Софийский собор. Шитые надгробные покрова с образами новгородских владык Никиты и Евфимия XVI в. выразительны. Шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями исполнено новгородскими мастерицами.

Большую часть собрания занимают народные ткани, городской и форменный костюм. Коллекция этнографических тканей многочисленна и разнообразна. Она пополняется за счет ежегодных историко-бытовых экспедиций в районы Новгородской и Вологодской областей. Образцы народной вышивки, ткачества, ручной набойки и народный костюм дают представление о яркой и самобытной культуре Северо-Запада России. Часть коллекции можно увидеть на выставках и экспозициях Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы».

Особенности реставрации музейных тканей обусловлены разнообразием видов тканей (лен, шелк, шерсть), способами переплетения нитей и их толщиной, специфическим декором памятника.