1375

РИА Новости: сплав традиций и новаторских идей

Одно из крупнейших информационных агентств Евразии, все эти годы оно менялось, иногда почти до неузнаваемости, и одновременно скрупулезно фиксировало многочисленные изменения, происходящие в окружающем мире.

24 июня 1941 года, через два дня после нападения гитлеровской Германии на СССР, было образовано Советское информационное бюро, от которого и ведет свой отсчет РИА «;Новости».

Кроме освещения международных событий и внутренней жизни СССР Совинформбюро решало специфические задачи военного времени - занималось контрпропагандой, информировало о положении на фронтах.

Неповторимый голос Юрия Левитана, читавшего по радио сводки от Советского информбюро, до сих пор узнают в России и странах СНГ люди разных поколений.

Как и Советское информбюро, он стал здесь одним из символов Великой Отечественной войны и Победы над фашизмом. Несмотря на жесткую дисциплину военного времени, а может быть и благодаря ей, сотрудники Совинформбюро очень быстро разработали и внедрили практически все формы подачи информации, которыми пользуются и сегодняшние журналисты.

Хотя человечество еще не изобрело Интернет, а телевидение не успело шагнуть в каждый дом, телетайпная лента, фото- и кинохроника, радио, газеты стали той трибуной, на которую обращали взоры миллионы читателей и слушателей Советского информбюро в десятках стран мира.

Задолго до появления термина «;глобализация» , журналисты Совинформбюро сумели создать реальную транснациональную информационную корпорацию, которую можно считать предшественницей современных медиа-империй.

18 радиостанций в 23 странах, 1171 газета, 523 журнала, публиковавшие и выпускавшие в эфир продукцию информбюро, боролись за сердца и души десятков миллионов людей в Европе и за ее пределами, внося свой вклад в уничтожение фашизма.

Впрочем, главным был даже не технический охват аудитории, а качество и своевременность информации, убедительность аргументов, ясность слога и ум авторов материалов Совинформбюро.

Ведь конкурировать приходилось с мощной фашистской пропагандистской машиной, ведомством Геббельса, которого до сих пор считают непревзойденным виртуозом лжи, перелицованной в правду.

Корреспонденты РИА «;Новости», передававшие в последние годы оперативную информацию из Багдада, Белграда, Кабула, из городов Ближнего Востока, с мест массовых терактов и других «;горячих точек», часто не подозревая о том пользовались профессиональными секретами, впервые открытыми их коллегами на Ленинградском, Брянском, Сталинградском фронтах.

Для Советского информбюро писали лучшие перья СССР. Среди его авторов были нобелевский лауреат Михаил Шолохов, личный враг доктора Геббельса Илья Эренбург, известные писатели Алексей Толстой, Александр Фадеев, Василий Гроссман и другие.

Первый профессиональный политический обзор в СССР был подготовлен журналистами Совинформбюро в 1941 году. Тогда его транслировали по радио, но через пару десятилетий политобзоры проникли на телевидение. Сегодняшние популярные еженедельные итоговые политические телепрограммы, собирающие многомиллионную аудиторию, можно считать продолжением того первого военного политического радиообзора, вышедшего под псевдонимом «;Аверин».

Однако война закончилась, а жизнь продолжалась. Для новых условий у Советского информбюро был слишком «;военный» имидж, чтобы продолжать удерживать внимание аудитории. Людям хотелось быть более расслабленными, они желали «;неформальной информации». Большинство современных неправительственных некоммерческих организаций, являющихся сегодня влиятельной частью мирового гражданского общества, находились еще в пробирке.

Но многие понимали, что в мирной жизни будущее за ними. Писатель Константин Симонов, еще один талантливый автор материалов Совинформбюро, писал в своих воспоминаниях, что первым, от кого он услышал идею создания неправительственного информационного агентства в СССР, был ... Сталин. Даже авторитарному правителю было ясно, что негосударственные СМИ имеют больше возможностей для развития и творческой свободы, им легче завоевывать аудиторию.

Правда, с самим Советским информбюро, когда оно ему уже не было нужно, Сталин поступил крайне жестоко. В конце 40-х годов был разгромлен организованный при информбюро Еврейский антифашистский комитет, арестованы, а впоследствии расстреляны его руководители.

Среди последних был и глава Совинформбюро Соломон Лозовский. В 50-е годы неправительственное агентство в СССР так и не было создано. Это произошло только в 1961 году, на пике либеральных реформ Хрущева. На базе Советского информационного бюро было образовано Агентство печати «;Новости», его учредителями стал ряд общественных организаций.

Следующие двадцать лет были для агентства временем возмужания. Именно тогда оно окончательно превратилось в современную информационную корпорацию с представительствами в десятках стран мира. В начале 80-х, после Московской Олимпиады, агентство получило от государства современное офисное здание на Садовом кольце, что еще больше укрепило его имидж одной из ведущих мировых информационных компаний.

Сотни материалов на десятках языках ежедневно разлетались по миру из его стен. Здесь издавались собственные журналы, готовились радио- и телепередачи, лучшие журналисты-международники писали для агентства свои статьи. Если главным полем работы для Совинформбюро была война и борьба с фашизмом, то для АПН таким полем стали мир и разрядка напряженности. В агентстве сложились новые журналистские школы, молодым профессионалам оно давало первую прививку свободомыслия. В СССР журналисты АПН были немногими, кто регулярно выезжал за рубеж, мог наблюдать ситуацию в мире своими глазами, трезво ее анализировать и делать выводы.

Не случайно они с самого начала горячо поддержали горбачевскую перестройку и новое мышление. Журналисты агентства стали «;ударным отрядом» новой свободной прессы, начавшей появляться в СССР с конца 80-х годов. Сегодня в Москве найдется мало авторитетных изданий, где бы не работали выходцы из АПН или его правопреемника РИА «;Новости». Определенные трудности в работе агентства возникли в 90-х годах, когда появились проблемы с государственным финансированием, а вхождение в рынок для российской экономики еще только начиналось.

Найти себя в новых условиях было непросто, на это ушел как минимум десяток лет. За это время РИА «;Новости» практически с нуля создало корреспондентскую сеть в России и странах СНГ, наладило выпуск информационной ленты на нескольких языках, установило сотрудничество с тысячами новых и старых изданий во всем мире.

Недавно начал вещание учрежденный агентством англоязычный канал Russia Today, на очереди новые информационные проекты. Сегодня РИА «;Новости» не только распространяет и продает свою информацию о России и странах СНГ, но и охотно помогает иностранным журналистам и аналитикам, которые сами собирают информацию об этом регионе.

Организованный агентством международный клуб «;Валдай» в прошлом году даже устроил нескольким десяткам своих членов встречу с президентом Путиным, на которой тот в течение трех часов отвечал на задаваемые вопросы.Могло бы Совинформбюро шестьдесят лет назад устроить иностранным журналистам встречу со Сталиным? Вероятно, нет. И тем не менее нынешний руководитель агентства Светлана Миронюк, прошедшая основательную школу в корпоративных медиа, утверждает, что придя в агентство, испытала «;культурный шок».

«;Оказалось, что все наши «;фирменные» изобретения уже давно были опробованы и бережно хранились в недрах АПН», - говорит она.

Сплав богатых традиций и новаторских идей определяют сегодняшнюю жизнь агентства. Мир в очередной раз изменился, изменилась и Россия. РИА «;Новости» снова информирует нас об этом.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».