1021

С участницей трудового фронта из Окуловки Ниной Андреевой встретилась студентка Политехнического института

В минувшие выходные с жительницей города Окуловки Новгородской области Ниной Васильевной Андреевой встретилась представитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Людмила Осипова. Нина Васильевна поделилась со студенткой своими воспоминаниями о войне:

«Родилась я 12 мая 1926 года в деревне Наволок Лужского района Ленинградской области (теперь Окуловский район Новгородской области). Все в нашей семье были Архиповыми, а нас с младшей сестрой Мариной при крещении по ошибке назвали Андреевыми. Так и остались мы с этой фамилией.

Мама, Марина Филипповна, всю жизнь работала в колхозе, а отец, Василий Андреевич, ещё в Гражданскую войну, научился чинить хомуты да лошадиную упряжь. Этим и зарабатывал по окрестным деревням семье на жизнь.

Вот заработает хлеба, мама съездит к нему, возьмёт зерно и немного муки на жерновах смелет. Если честно сказать, мы большого голода не только до войны, но и в войну не видели.

Деревня у нас была маленькая - всего 12 домов, но очень красивая, сухая. Потом мы переехали в соседнюю деревню Коржаву. У отца там было много работы, и он почти всё время жил там. Мамушка забрала детей, корову (другой скотины у нас не было), и мы переселились к отцу.

Семья у нас была большая. Когда отец женился на моей маме, у неё уже было 4 детей от первого мужа - Женя, Паня, Груня и Костя. Она второй раз вышла замуж за моего отца. Он был очень хорошим человеком. Всех детей считал родными, любил их, а они любили его. Сёстры, когда уже устроились на работу, всегда по вечерам привозили ему папиросы – он много курил. Мы жили очень дружно.

После семилетки меня одну из деревни направили на курсы трактористов. Курсы я окончила, получила свидетельство, но трактористом не работала, а устроилась учётчицей на лесозаготовки в своей деревне. Отработала там 30 лет, оттуда и на пенсию ушла.

Перед войной мы перебрались в деревню Каптерёво Окуловского района, где был родительский дом. Раньше там была барская усадьба. Фамилия барина была Каптерёв, деревню назвали по его фамилии.

Когда началась война, я так и продолжала работать в лесу. До 16 лет мне не хватало 2-х месяцев, поэтому меня никуда не отправляли. А вот когда исполнилось 16, меня отправили под Угловку на оборонные работы. Там мы рыли противотанковые рвы. На оборонных работах я трудилась всю войну.

Отца на фронт не призывали, потому что был он уже немолод. Он принимал участие в Гражданской войне, потом в Финской. Лишился пальца на левой руке, был контужен. Всю Великую Отечественную войну отец провёл с нами, поэтому нам жилось немножко легче, чем многим другим.

На войне погиб мой родной дядя Ваня, мой крёстный, двоюродные братья – Стёпушка и Сашенька и троюродный брат – я забыла его имя. О победе я узнала, когда работала в поле у деревни Ватагино.

Когда война закончилась, нас наконец-то досыта накормили хлебом. Брать можно было сколько угодно, но после голодных военных лет люди не знали меры. Поэтому с 1947 году, стали давать по одной буханке на человека, сразу на всю семью. Мы получали 4 буханки. В это время в семье нас было четверо: родители и мы с сестрой Мариной. Марина родилась в 1924 году, была на 2 года старше меня. Мы с ней - общие дети моих родителей.

Марина всю войну работала почтальоном, разносила письма, телеграммы, «похоронки». Потом устроилась поваром, так до пенсии и проработала. Сестра уже умерла.

После войны я пошла работать в лесхоз, стала зарабатывать нормальные деньги и смогла покупать одежду. А то нам ни надеть, ни обуть было нечего. Всё, что было с довоенного времени, поизносили.

Образования я не получила. Куда мне идти со своей семилеткой? Больше некуда, только в лес. Лёгкой жизни я не искала, старалась хорошо работать и заработать пенсию побольше.

В 50-60 годах познакомилась с будущим мужем Владимиром Григорьевичем Абросимовым, 1924 г.р. Случилось это так. Он мне неожиданно прислал письмо. А жил он в Наро - Фоминске, в Подмосковье. Кто ему дал мой адрес, я не знаю. Сколько я ни спрашивала, он так и не сказал.

Потом он ко мне приехал, мы познакомились и вскоре сыграли свадьбу. Жить стали в деревне. В город он не вернулся, да и я не хотела. Не любила больших городов, и сейчас не люблю.

Муж работал сторожем на скотном дворе. Он часто болел, был инвалидом. На работе его ударило прессом, и ему ампутировали ногу до колена. Я как-то сказала:

«На хлеб у нас деньги есть. Хватит тебе работать. Отдыхай»

Детей у нас не было, муж не хотел – уж очень трудной была наша жизнь. Владимир Григорьевич умер 30 лет назад.

Как участницу трудового фронта, меня ежегодно награждают медалями, к 90-летию получила письмо-поздравление от президента.

С 2013 года живу в Доме ветеранов. Попала сюда очень просто. Жила я у сестры в Боровёнке, но у сестры сгорел дом, и мы стали жить в моём доме в Каптерёво. Потом сестра умерла, умер племянник. Ухаживать за мной было некому. Легла я в больницу на обследование, а оттуда меня забрали и, не спрашивая согласия, определили в Дом ветеранов. Да и как могло быть иначе?»

Член Новгородского регионального отделения РВИО, руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.