999

Северные пейзажи писателя-капитана Виктора Конецкого на выставке в Музее изобразительных искусств

29 июня в 16 часов в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) в рамках проекта компании «НОРНИКЕЛЬ» «Читаем Север» открывается выставка «Виктор Конецкий. Север в фарватере. Живопись, акварель», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлено около 30 живописных работ, личные вещи, книги, документы и фотографии известного писателя, художника и капитана дальнего плавания Виктора Конецкого (1929 – 2002). Предметы на выставку предоставила жена художника Татьяна Акулова-Конецкая.

Выставка будет работать по 27 августа.

Идея выставки Виктора Конецкого, в которой соединились бы фрагменты литературных произведений и живопись, подсказана им самим. Художественные, дневниковые, эпистолярные тексты Конецкого очень «зримы», в них много визуальных образов, будящих воображение читателя. Потому переход от вербального текста к изображению для Конецкого абсолютно органичен. Его рассказы и акварели, повести и графика — своего рода «лента Мёбиуса», плоскости которой «перетекают» друг в друга. «Север в фарватере» — это и вектор, и главная тема.

Морской офицер Виктор Конецкий начал службу на Северном флоте, в одном из самых сложных его подразделений — в Аварийно-спасательной службе. Там он получил не только отличный профессиональный опыт, но и художественный опыт «переплавки» фактов в образы, географии — в литературу. Эта рефлексия впоследствии стала основой его произведений «Путь к причалу», «Вчерашние заботы» и многих других.

В марте 1955 года Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана рыболовецкого судна МРС-823 участвовал в перегоне по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. Капитану было всего 26 лет. «Прививка» Севера осталась с ним на всю жизнь. В писательской манере Конецкого много притягательного мерцания Севера, морозных искр радости и суровой искренности. Сам писатель-капитан полагал, что его живопись — это продолжение его книг и лучшие иллюстрации к ним.

Однако проиллюстрировать книги писателя его художественными работами всё же затруднительно: в море он работал. Появляться на палубе судна с блокнотом и красками ему приходилось крайне редко. Читатели Виктора Конецкого привыкли к тому, что фоном его главных произведений является море. На большинстве же полотен писателя — «земные» пейзажи и натюрморты. Любовь к пейзажу не случайна для моряка:

- В море всегда тоскуешь о земле и мечтаешь о ее красоте, - признавался Конецкий.

Он считал, что писатель должен любить даже сам процесс вождения пером по бумаге. Писательство — гигантский «шахтерский» труд. Живопись для Виктора Конецкого была отдохновением и неизменной радостью. И не менее серьёзным поводом показать красивое и вечное — только средствами изобразительного искусства.

Хотя Конецкий портретистом себя не считал, тем не менее портреты он нам оставил — портреты неповторимой родной русской земли и великого Океана. Он запечатлел образ своего Отечества, которому посвятил и свою жизнь, и свой талант. Живопись и акварели Виктора Конецкого такие же искренние и контрастные, как и его проза. Глядя на работы моряка и писателя, прошедшего все суровые северные моря, с особым чувством понимаешь, как любил он этот мир и жизнь. В картинах Виктора Конецкого — отражение его чувства красоты, умение увидеть красоту, смелость выражения внутренних эмоций.