1378

Скамейка запасных губернаторов

Восприняли её в обществе неоднозначно: одни – как отступление от демократии, возврат к авторитаризму, другие – как необходимую меру для укрепления вертикали власти и «;собирания земель российских».

Как бы то ни было, но уже через три месяца новый порядок избрания глав регионов всё-таки вступил в силу, и сегодня подавляющее большинство губернаторов фактически являются назначенцами Путина.

Теперь это право «;по наследству» перешло и к его преемнику, и остаётся только гадать, как он им распорядится. 

Следует заметить, что одновременно с отменой выборов Путин предложил и ещё одно новшество – Общественную палату, которая бы позволила уважаемым гражданам, опять-таки назначенным «;сверху», контролировать действия государства.

Как и следовало ожидать, палата оказалась органом, мало что решающим и тем более контролирующим. Достаточно вспомнить её «;бунт» против прежнего главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, которого почтенные медики справедливо обвиняли в бездарном проведении реформ в системе здравоохранения.

Никто на их призывы отправить министра в отставку внимания не обратил, и его переместили в президентские советники только накануне выборов.

В отличие от Общественной палаты, «;назначенческий механизм» заработал. Уже в течение года после его введения президент предложил 31 кандидатов на посты глав регионов, и они были местными законодательными собраниями утверждены.

К сегодняшнему дню новую процедуру прошли 73 из 83 российских губернаторов. Тот факт, что голосования по представленным кандидатурам практически проходили без сбоев, свидетельствует, что региональные элиты если и не одобрили реформу, то, по крайней мере, с ней смирились.  

Что же касается народа, то он не пожелал встать грудью на защиту местного начальства. И во многом потому, что не очень-то высоко оценивал результаты его деятельности. Так, по данным Фонда «;Общественное мнение» в том же 2004 году позитивно относились к своим губернаторам только 34% россиян, а 63% выражали недовольство состоянием дел в родной области или республике.

Что же касается изменения процедуры избрания глав регионов, то мнения граждан разделились: треть её одобрили, столько же – осудили, остальные  промолчали.

Однако их точки зрения инициаторы реформ, собственно, и не спрашивали.

Сейчас, спустя четыре года, если судить по проведённому в июле социологами ВЦИОМ зондажу общественного мнения, 32% наших соотечественников считают, что новая система себя не оправдала.

Особенно она не нравится жителям Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где так считают соответственно 42 и 48% опрошенных.

 С приходом к власти нового президента, которого считали  в большей степени демократичным по сравнению с его предшественником, вновь зашевелились и примолкшие было противники нынешнего порядка избрания губернаторов.

В июне в пользу возврата к прежней системе прямых выборов выступили президенты Татарстана и Башкортостана. Затем – председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству единоросс Владимир Плигин, который, однако, оговорился, что это станет возможным не ранее 2012 года.

А вскоре и спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказался в том смысле, что назначение глав регионов – вынужденная мера, которая была вызвана необходимостью перераспределения полномочий между властями разных уровней в связи с введением закона о местном самоуправлении.

Мол, если бы губернаторы не были зависимы от президента, то этот закон вряд ли удалось бы реализовать. Теперь же, считает Миронов, «;вполне можно думать о возвращении выборов губернаторов».

Ну а в минувший вторник свой голос подал и ещё один ветеран российской политической сцены – глава Ростовской области Владимир Чуб. Выступая на заседании дискуссионного клуба «;Валдай», он тоже заявил, что «;по большому счёту выборы губернаторов должны быть». 

Услышит ли новый президент эти слова, вернее – захочет ли услышать? Или же, как полагают некоторые политологи, наоборот, использует наследное право выдвижения кандидатов на губернаторские посты и постарается укрепить собственную вертикаль власти, поочерёдно смещая путинских «;назначенцев»? Тем более что некоторый «;резерв» у него уже имеется – главы регионов, которые были избраны ещё по прежней схеме, а также политики, давно перешагнувшие пенсионный возраст.  

Но на совещании по формированию резерва управленческих кадров, которое состоялось в конце июля, Дмитрий Медведев, судя по всему, выбрал всё же второй вариант.

Тогда он посетовал на то, что в стране существует огромная проблема с подбором кандидатов на должности губернаторов. Как выразился президент, «;нет скамейки запасных» и признался: «;Мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах федерации».

Более того, он предложил создать национальный резерв управленцев, а наиболее перспективные кадры включать в так называемую президентскую квоту, причём пообещал, что станет сам лично оценивать этих людей. 

Однако через пару недель грянула война с Грузией, и кадровые вопросы сами собой отошли на второй план. Тем не менее, по просочившейся в прессу информации, президент всё-таки планирует до конца 2008 года сменить 16 губернаторов, а в следующем году – отправить в отставку ещё десять глав регионов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».