Советские иконы и сербские экранизации Достоевского обсудили на симпозиуме в Великом Новгороде
В Гуманитарном институте НовГУ начал работу второй Международный симпозиум «Визуальная теология. Репрезентации культурной идентичности».
В мероприятии принимают участие специалисты в области истории, археологии, искусствоведения, философии из Новосибирска, Барнаула, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, а также Армении и Сербии. Часть из них участвует дистанционно.
— Задача дискуссии — выяснить, каким образом через формы изобразительного искусства, архитектуры и градостроительства выражаются глубинные ценности, свойственные нашей культуре, — пояснил директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» НовГУ Сергей Аванесов. — Священные изображения демонстрируют нам образцы святости, эталоны, на которые должен ориентироваться человек в современной жизни. Архитектура, выступает в качестве доминанты, которая привлекает к себе внимание, напоминает о призвании человека, заставляют его вспомнить о своём предназначении.
Пленарное заседание открыла доцент Высшей школы экономики Мария Графова с докладом о религиозных истоках агитационной советской литературы 1920-х годов.
— Коммунизм стал после революции эрзац-религией, у которой появились свои праздники, обряды, святцы с новыми именами, — рассказала доцент. — Появились и своеобразные «жития» — образцы агитационной литературы, посвящённой созданию паттернов идеологически правильного поведения и осуждению неправильного. В них звучали нарративы разочарования в старой ложной вере и обретения веры истинной, прославлялся культ мученичества. Появлялись и такие «приметы времени», как херувимы в пионерских галстуках, отпевание «в честь чикагских рабочих» и так далее.
Советской эпохе посвятил свой доклад и профессор Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Антонов, который рассказал об изготовлении и бытовании икон в СССР, сообщают в пресс-службе НовГУ.
— Термин «советская икона» мы используем в связи не с идеологией, а со специфическими социально-экономическими условиями, которые существовали в стране более 70 лет, — отметил Дмитрий Антонов. — После революции производство икон перешло на нелегальное положение, заниматься этим стали не мануфактуры, а кустари-одиночки. Стали использоваться новые материалы – лыко, фольга, обёртки от конфет и папирос, пуговицы и так далее. В качестве основы советской иконки использовали дореволюционные иконы — и писаные, и печатные, и выломанные из разрушенных церквей. Однако качественно это был уже совершенно другой феномен.
Далее участники симпозиума обсудят фрески церкви Андрея Стратилата в новгородском Детинце, русские храмы и монастыри в Югославии, новую иконографию в эпоху Реформации, символы религиозного в сербских экранизациях произведений Достоевского и другие темы. Завершительным мероприятием станет круглый стол «Сакральный культурный код Великого Новгорода», тема которого выбрана в соответствии с концепцией «Город — университет».
Также в рамках симпозиума открылась фотовыставка «Российские древности: визуальные маркеры культурной идентичности». Она рассказывает о памятниках древней архитектуры и представляет большой онлайн-проект, посвящённый культурной целостности России — «Российские древности». В экспозицию вошли фотографии, сделанные автором проекта, научным журналистом Алексеем Паевским в 2020-2023 годах.