1637

Специальность "учитель начальных классов с высшим образованием" отметит 35-летие

Приглашаем Вас принять участие в торжественном вечере, посвященном 35-летию подготовки учителей начальных классов

с высшим образованием в Новгородской области

Кафедра педагогики и методики начального образования

НовГУ им. Ярослава Мудрого

Антоново, ИГУМ, ауд.100 (новый корпус)

30 ноября 2012 года в 16.00

Подготовка учителей начальных классов с высшим педагогическим образованием охватывает в славном историческом пути последние 35 лет.

В 1977 г. — открытие в Новгородском государственном педагогическом институте подготовки учителей начальных классов с высшим образованием; началось становление и развитие кафедры начальных классов, формирование научно-педагогических кадров и традиций. Связано это с именем М.И. Куликова, ректора НГПИ.

Огромное влияние на складывающуюся Новгородскую высшую школу учителей начальных классов имела Ленинградская научно-методическая школа, опыт подготовки учителей с высшим образованием в ЛГПИ им. И.А. Герцена. Научные подходы известных ученых М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, И.П. Иванова, А.А. Люблинской, Т.Г. Рамзаевой во многом определили содержание и формы подготовки учителей начальных классов в Новгороде: одной из основных ее характеристик можно признать интеграцию научной и практической подготовки специалиста для начальной школы.

Особое место занимает университетский этап с 1993г. в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого: обучение становится пятилетним, вводятся и активно развиваются разнообразные специализации: филологическое образование в начальной школе (родная словесность и иностранный язык), художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников, физическое развитие и гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение младших школьников, экологическое образование и психология здоровья, обучение информатике в начальной школе. Эта идея оказалась одной из самых ярких и современных.

Разработка целостной программы потребовала осмысления соотношения фундаментального и прикладного (профессионального) компонентов иного поколения учебного плана и программ, подбора кадров и направленности в работе кафедр, проектирования квалификационных характеристик выпускника. Первые шаги были сделаны творческим коллективом (М.А. Белова, В.А. Гончаров, Е.И. Грошев, Г.А. Орлова, О.С. Орлов, Г.А. Поровская, Г.С. Поровский, В.С. Худницкий и др.) с опорой на концепцию развития НовГУ как классического университета и педагогического образования в университете как системы непрерывного педагогического образования.

Современный этап развития специальности в рамках внедряемого компетентностного подхода направлен на разработку и реализацию ключевых компетенций в области педагогики и методики начального образования, высокого уровня профессиональной подготовки и ориентированного в смежных областях деятельности; конкурентного на рынке труда; способного обеспечить развитие личности ребенка, его духовной и познавательной сферы; готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время на кафедре трудятся 23 педагога, большинство из них — доктора и кандидаты наук. За эти годы сложились интересные оригинальные направления в подготовке учителей начальной школы. Например, Орлова Е.О. — культурологические аспекты подготовки учителей начальных классов; Масленников В.А. — интеллектуальное развитие младших школьников; Сильченко В.А. — семейное воспитание; Ключников С.В. — педагогическая поддержка школьника; Орлова Г.А., Сергеева Л.Н., Соловьева Т.В., Степанова Т.В., Шмелева Т.В. — филологическое образование в начальной школе; Скобелева Е.А. — подготовка к преподаванию в начальных классах иностранного языка; Гребенщикова В.Ю. — обучение информатике младших школьников.

За эти годы подготовлено во всех формах обучения около 6 тысяч специалистов.

Сфера образования является наиболее предпочтительной для большинства выпускников данной специальности. Они работают на всех иерархических уровнях системы образования.

1982 год выпускники заочного отделения и преподаватели кафедры