1671

Статья преподавателя Медицинского колледжа о «золотой молодёжи» опубликована в федеральном журнале «Образование и общество»

В ведущем федеральном рецензируемом научном и информационно-аналитическом журнале «Образование и общество» (№1 (90) за 2015 год), входящем в список рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ, опубликована научная статья преподавателя Медицинского колледжа НовГУ, кандидата философских наук Вадима Петрова «Золотая молодежь» как социальный феномен: между праздностью и нормативной социализацией». Автор уже много лет исследует феномен праздности и праздных элит, в том числе – молодежных и маргинальных; эта статья – подведение неких промежуточных итогов. Она является первой и пока единственной (согласно базе данных электронной библиотеки Российского индекса научного цитирования РИНЦ) в отечественной науке полноценной рецензированной публикацией о «золотой молодежи». Качество и актуальность публикации подтверждается тем фактом, что редакция журнала вынесла её название на обложку выпуска в числе двух главных статей номера.

Если привести некоторые фрагменты исследования, то автор говорит о более выгодных стартовых позициях «золотой молодёжи» по отношению к другим ровесникам и праздности как способе организации не только досугового, но и повседневного бытия. Но праздность не всегда играет отрицательную роль, а ещё творческую и созидательную. Праздность может дать прекрасную возможность самореализации, не оглядываясь на дефицит материальных и социальных благ. Кроме того, «золотой молодёжи» присущи космополитизм, открытость новому, ценность свободы - не только политической, но и личной, религиозной, социальной, сексуальной.

Российская «золотая молодежь», хоть в и меньшей степени, чем западная (в связи с маргинальностью и недолгой исторической традицией этой молодежной группы, а также нестабильным социальным состоянием их родителей-элит) повторяет те же черты элитарности. В настоящее время повышается значимость высококачественного образования, причём выбирают получение двойного высшего образования : одного в России (чаще всего в «Высшей школе экономики», а не в МГИМО, что говорит о смещении профессиональных и культурных приоритетов «золотой молодежи» в сторону бизнес-карьеры и отказу от политической или дипломатической карьеры, государственной службы) и второго за рубежом - в каком-либо престижном университете Европы или США («Лиги плюща»).

При этом для "золотой молодежи" характерен и другой возможный жизненный сценарий - утраты элитарных качеств, если ресурс праздности растрачивается впустую. Многочисленные примеры деградации второго и последующего поколения элит известны практически любому.