1525

Стоит ли России претендовать на великодержавие?

Встречаясь недавно с группой западных политологов из дискуссионного клуба "Валдай" и отвечая на один из их вопросов, Владимир Путин заявил: "Я бы предпочел уйти от терминологии прошлых лет: "сверхдержава" - это то, чем мы пользовались во времена "холодной войны.

Зачем - "державность", "сверхдержавность"?.. Это заявление дало повод некоторым отечественным и западным СМИ поднять тему отказа России от сверхдержавных амбиций. Многие политологи стали говорить о том, что  правящая элита не думает о величии России или восстановлении страны.. На самом деле, как стало ясно из текста позднее опубликованной стенограммы валдайской встречи, Владимир Путин говорил совсем об ином - о больших возможностях России в области энергетики.  Но и в «;энергетическом контексте» Президент отмежевался от термина «;сверхдержава». "Я, если вы обратили внимание, никогда не говорил о том, что Россия - какая-то энергетическая сверхдержава, - подчеркнул Владимир Путин. - Но у нас больше возможностей, чем почти у всех других стран мира. Это очевидный факт". В этом вопросе следует разобраться. Стоит ли России претендовать на статус великой державы? Или же стремиться восстановить статус «;сверхдержавы», каким обладал бывший Советский Союз, чтобы вновь бросить вызов США (ведь понятие «;сверхдержава» прочно ассоциируется во всем мире исключительно с этими двумя странами)? Тут следует заметить, что как бы мы ни относились к СССР, в сознании подавляющего большинства граждан России (да и всех постсоветских государств) с его распадом (15-летний юбилей которого будет отмечен в декабре этого года) связано чувство утраты.

Утраты великого и сильного государства. Конечно, и желание возродить СССР в прежнем виде в нашем обществе невелико. Как показывают итоги массовых опросов, большинство российских граждан не согласились бы с возвратом России статуса «;сверхдержавы», если бы он сопровождался ухудшением  положения людей.

Наблюдающееся в последнее десятилетие уменьшение сторонников объединения России со всеми государствами СНГ связано именно с этим. Тем не менее, ощущать свою страну державой, которую в мире уважают и с которой везде считаются, хотело бы большинство нашего народа и политической элиты.

Чем, в свою очередь, объясняется заметный и повсеместный рост «;державных» настроений в обществе, его интерес к дискуссиям политологов и экспертов о «;суверенной демократии», «;энергетической сверхдержаве» и т.д. Как представляется, связано это не только с ностальгией по бывшей «;сверхдержаве» - СССР, хотя она, конечно, сохраняется. Дело также и в том, что события 90-х годов ХХ века и начала XXI века, особенно бомбардировки НАТО Югославии в 1999-м, оккупация США Ирака, периодическое вмешательство западных стран в дела СНГ и самой России для многих стали свидетельством того, что Запад считается только с экономической и военной силой.

В этих условиях возможная утрата Россией статуса великой державы воспринимается как потеря независимости, способности влиять не только на другие государства, но и на процессы внутри страны.

Но является ли Россия сегодня великой державой? Это положение и на Западе, и в самой России постоянно ставится под сомнение. Ссылаются, как правило, на экономические показатели, касающиеся ее доли в мировом доходе и в мировой торговле, структуре внешнеэкономических связей, ВВП на душу населения, структуры экономики России и проч.

По этим показателям Россия сегодня и в самом деле проигрывает ведущим промышленно развитым державам мира. По величине ВВП на душу населения мы оказались на 46-м месте в мире. Что же касается достаточно устойчивого экономического роста нашей страны, то он в мире справедливо связывается в первую очередь с необычно высокими мировыми ценами на энергоносители.

Однако ведь не случайно же сам Запад, признавая политический вес и потенциальную экономическую мощь России, включил именно ее (не Бразилию, не Индонезию и даже не Индию или Китай) в «;восьмерку» ведущих стран мира.

По своей политической значимости, интеллектуальной силе и по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН и по вытекающей из этого статуса ответственности, Россия остается одной из великих держав.

Помимо этого, а также геополитического положения и наличия ядерных вооружений (а в этой сфере Россия и в самом деле является второй «;сверхдержавой» мира), к основным признакам, позволяющим в современных условиях считать Россию великой державой, относятся ее возможности и перспективы в области ресурсного обеспечения, достаточно продуктивного и интеллектуального населения, сохраняющегося доныне высокого научно-технического потенциала и ряд других.

Эти же факторы, т.е. масштабы страны, ее технологический потенциал и человеческий капитал, наличие практически всех видов сырья и ресурсов, объективно (но сейчас пока лишь потенциально) делают Россию одним из важнейший мировых центров.

Все предпосылки для этого имеются. Население России в целом характеризуется достаточно высоким уровнем образования и культуры. Среди работающих высок удельный вес квалифицированных кадров и специалистов. Иными словами, Россия остается развитой страной, находящейся на индустриальной и отчасти постиндустриальной стадии развития, элементы которого созрели в недрах военно-промышленного комплекса бывшего СССР.

Российские производительные силы качественно отличаются от производительных сил третьего мира и, наоборот, принципиально не отличаются от тех, которые есть на Западе.

В России тот же тип квалификации работников, тот же класс машин и механизмов. Проблема в том, что в России долгое время господствовали (впрочем, большей частью исторически обусловленные) иной менталитет, иная культура трудовых отношений, иные производственные отношения и иная социальная организация, и именно эти обстоятельства мешают достичь западной производительности.

Все сказанное позволяет характеризовать Россию сегодня как великую державу, временно переживающую крупномасштабные экономические трудности, вызванные изменениями экономической, геополитической и геоэкономической ситуации, а также переходом к новому типу общественного развития.

Сохранение и мобилизация имеющихся внутренних резервов обеспечивает потенциальную возможность для скорейшего оздоровления экономики и перехода на модель устойчивого инновационного (постиндустриального) развития.

Позитивные в целом перемены в мире предоставляют благоприятные возможности для решения этой задачи. Россия по абсолютному размеру производства вполне сможет снова достичь самых высоких мировых стандартов или даже превзойти их. В любом случае, даже учитывая, что это произойдет не скоро, ситуацию не стоит чрезмерно драматизировать. Потеря статуса «;сверхдержавы» отнюдь не лишает страну возможностей социального прогресса и процветания, более того, может стимулировать рост этих возможностей.

Крушение СССР, как подчеркивал В.Путин, - несомненно, «;крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века». Кроме того, это и национальная катастрофа. Но катастрофы бывают трех типов. Катастрофа крушения СССР - это катастрофа сдвига и в какой-то степени - инверсии. Но никак не катастрофа исчерпания. А потому - это катастрофа устранимая. Сегодня у России есть все средства обеспечить не только выживание отечества, национальную безопасность, развитие общества, но и достоинство личности, ее основополагающие права и свободы, благополучие человека и его семьи.

Ибо одно дело - борьба за мировое господство, которая велась между СССР и США и требовала неимоверных расходов, а другое дело - только обеспечение собственной национальной безопасности и развития, что требует от России гораздо меньших затрат и сил, но от чего зависит само ее физическое существование.

Идея же мировой экспансии в геополитическом и территориальном аспектах исчерпана русским народом до дна. Таким образом, на вопрос, стоит ли России претендовать на великодержавие, следует ответить - да, стоит. Но не на роль «;сверхдержавы», конкурирующей на равных с США (с окончанием холодной войны это понятие, - прав наш Президент - и в самом деле, ушло в прошлое), а, скорее, на равноправное место в «;пятерке» ведущих держав мира.

И не потому, что этого кому-то хочется, а кому-то нет. Это объективный процесс, естественный для России, не считаться с которым просто нельзя.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».