Студенты Политехнического института встретились с труженицей тыла Антониной Семёновой

Вчера, 30 марта, в конференц-зале Политехнического института состоялась встреча представителей добровольческого объединения «Патриот» с участницей трудового фронта Антониной Васильевной Семёновой.

Антонина Васильевна родилась в 1929 году в небольшой деревне Красная Заря Дубенского района Тульской области. Отец, Семёнов Василий Сергеевич, работал председателем колхоза имени Калинина, который сам же и создавал, позже стал счетоводом этого колхоза.

Во время особо ожесточённых политических репрессий отца, по надуманному поводу, исключили из партии, а ночью 29 октября 1937 года арестовали. Осудили к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Республике Коми, в посёлке Чибью.

За три года получили от отца 3 письма. О его судьбе узнали только в 1956 году. В ответ на запрос семьи Тульская прокуратура сообщила, что Василий Сергеевич умер в заключении в 1940 году и посмертно реабилитирован.

Без отца семья жила очень трудно. Мать пошла работать на железную дорогу. Работа была тяжёлой, дорогу строили практически вручную, машин не было. Зимой в школу, которая находилась в соседней деревне, колхозных ребят возили на подводе, а дети политических заключённых бежали сзади, их на подводу не брали. Летом Тоня пасла соседский скот, мыла у чужих людей полы, носила воду, рубила хворост. И этим немного помогала семье.

2 июня 41-го года девочка окончила начальную школу. Все одноклассники радовались, пели песни:

«Если завтра война, если враг нападёт,

Если тёмная сила нагрянет,

Как один человек весь советский народ

За любимую Родину встанет».

А война была уже на пороге. Всего лишь через 20 дней, 22 июня, когда все сельчане - взрослые и дети - собрались на прополку овощей, из соседней деревни прибежала секретарь сельсовета и объявила: началась война.

В тот же день после 12 часов дня стали разносить повестки. В деревне было всего 20 домов. На фронт ушли все мужчины, остались только женщины и дети. Всем селом за 7 км провожали новобранцев в военкомат. Впереди шли мужчины, а сзади толпой бежали дети. Какой стоял плач!

Уже к вечеру появились немецкие самолёты. Забавляясь, летели низко-низко. Всю деревню, как снегом засыпали листовками: «Рус, сдавайся! Тула капут! Москва капут!». Радио, телефона в деревне не было. О том, что на самом деле происходит в стране, узнавали от партизан.

Из окружения выходило много наших солдат. Смотреть на отступающих красноармейцев, особенно на раненых, было очень тяжело. Сельчане помогали, чем могли: кормили, давали тёплую одежду, хотя у самих почти ничего не было.

Над деревней летали нагруженные бомбами немецкие самолёты. Направлялись на Москву и Тулу. Тула – город оружейников. Немцы стремились в первую очередь разбить оборонные объекты. Стали приходить первые «похоронки».

«Так было до октября, - вспоминает Антонина Васильевна. - Ясным, солнечным днём 22 октября, когда мы все работали в поле, копали картошку, в деревне появились немцы. Впереди были конные, те, что дальше, - на мотоциклах. Все холёные, в хромовых сапогах, начищенных до блеска. Приказали нам построиться. Переводчик на чистейшем русском языке (видно, был из русских) объявил, что на нашей территории советской власти больше нет, а есть немецкая. Сказал, что, когда Москва и Ленинград падут, то они, немцы, уедут домой, а нами будут управлять наместники.

Новая власть потребовала выбрать старосту. Сельчане решили, что лучше, чем председатель колхоза, на эту должность никого не найти. Василий Андреевич Ефремов был хорошим, уважаемым человеком. Он отказывался, не хотел, но сельчане настояли, уговорили. Боялись, что кто-то другой может принести людям много бед. А когда деревню освободили советские войска, его и бригадира посчитали предателями. Увели в неизвестном направлении, больше мы о них ничего не слышали. У председателя осталось восемь детей.

Ежедневно ровно в 10 часов из соседней деревни приезжали оккупанты. В каждом доме первым делом требовали: «Сало, масло, яйца, мёд!» Мародёрствовали, грабили, забирали лошадей, свиней, кур. Особенно зверствовали финны. У каждого был кинжал. Любимое развлечение – отсечь голову птице, а потом с хохотом наблюдать, как она, трепыхаясь, носиться по двору. Немцы на первых порах вели себя культурнее, любили петь, плясать, играли на губных гармошках.

Однажды к нам зашёл молодой немецкий солдат. Моя старшая сестра, учительница, была беременной, 2 месяца оставалось до родов. Увидел её солдат и стал жестами и на ломаном русском объяснять, что его жена в Германии тоже ждёт ребёнка, что он не хотел воевать, и ему совсем не нужна война. Спросил у сестры, где её муж. Она ответила, что на фронте. Мы испугались, не знали, как он отнесётся к тому, что услышал. А немец неожиданно закрыл лицо руками и заплакал.

Днём в деревне хозяйничали немцы, на ночь оставаться у нас они боялись. А ночью приходили партизаны.

Но вот наступили морозы. Для фашистов началось тяжёлое время. Зимней формы у них не было. За несколько месяцев, до холодов, захватить Москву, не получилось. Отобрали у населения всё, что смогли. Не стесняясь, обматывались шарфами. Оторванные рукава шуб и пальто натягивали на голенища сапог. Завшивели. Деревенская баня сгорела, мыться было негде. О прежнем лоске давно забыли.

Наша деревня была в оккупации всего 2 месяца. Первыми из красноармейцев вошли в деревню бойцы сибирского полка. Все рослые, красивые, хорошо вооружённые и экипированные. Ожидая немцев, заняли чердаки домов. И тут случилась страшная, непоправимая ошибка. Из леса стали выходить люди, а сибиряки по ним из пулемётов. Думали, что немцы, но, как выяснилось позже, это были свои».

Фронт ушёл на запад, но война продолжалась. По возрасту Антонина Васильевна относится к детям войны, но имеет статус труженицы тыла, так как ей с 12 лет приходилось наравне со взрослыми работать на самых тяжёлых сельских работах. Сама она считает себя ветераном войны. Не участником боевых действий, а именно ветераном войны. Без надёжного тыла, без трудового фронта не было бы победы.

В 1946 году Семёновы переехали в Новгородскую область, подальше от людской молвы, заклеймившей их как семью врага народа. В 1949 году Антонина Васильевна окончила Новгородский сельскохозяйственный техникум, получила специальность агронома. 35 лет отработала в сельском хозяйстве. Работала в Мошенском, Крестецком, Новгородском районах. Позже перешла в Областное управление сельского хозяйства облисполкома, занималась подбором и подготовкой кадров. Обходила и объездила все сельские населённые пункты области.

Антонина Васильевна всегда очень бережно относилась к людям, любила их и умела с ними работать. Вот её напутственные слова студентам: «Когда-нибудь вы станете руководителями на производстве. Будьте всегда человечными! Старайтесь выслушать человека, вникнуть в его заботы, всё взвесить. И только потом принимайте решение!»

Слушатели в заключение беседы подарили гостье картину студента художественно-технологического отделения Тихомирова Александра – натюрморт «Лимоны». А в ответ получили в подарок книгу о политических репрессиях, которая была с благодарностью принята.

Член Новгородского регионального отделения РВИО, руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.