2255

Святочные игрища, забавы с ряжеными, «страшные» гадания только на «страшнЫх» вечерах в Витославлицах»

13 января 2015 г. с 17:00 до 19:00 в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» пройдет праздничная этнографическая программа «Васильев вечер», отражающая многогранность святочной обрядности. Хотите принять участие в святочных игрищах и забавах с ряжеными, погадать на благополучие в новом году и на счастливое замужество или женитьбу? Приезжайте в Витославлицы! «Страшной» вечер в Витославлицах – самое увлекательное и познавательное путешествие в крестьянский мир с его богатой праздничной культурой и деревенской традицией! Вас ждут незабываемые впечатления и сюрпризы!

16 и 17 января 2015 г. с 17:00 до 19:00 «Витославлицы» вновь ждут всех желающих на святочной гадальной программе!

Святки – главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря/6 января) и завершаясь в день Крещения (6/19 января). Одним из основных праздников в рамках Святок являлся Новый год или Васильев вечер, канун которого приходился на 31 декабря/13 января. Своё название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского, память которого христианская церковь чтит 1/14 января – Васильев день.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Но, прежде всего, Святки – молодежный праздник. На две недели молодежь освобождалась от какой-либо трудовой деятельности и все своё время посвящала разнообразным развлечениям. Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер игрищ молодежи на посиделках и на улице. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, демонстрировали веселый и бойкий, но в тоже время и скромный характер, что, в народных представлениях, считалось эталоном девичьего поведения. Очень важным моментом, своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя во время прихода на игрище ряженых. Ряженье – любимое развлечение деревенской молодежи, позволяющее на святочный период выйти за пределы общепринятых норм поведения. Одетые во всевозможные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои бесчисленные забавы всех без исключения, а вечерами обычно ходили по деревне, колядуя и веселя хозяев в каждом доме. Рядились, как правило, парни и молодые мужчины, нередко вовлекая в своё действо детей, а иногда замужних и пожилых женщин. Рядились в стариков, в жениха с невестой, в медведя, козу, лошадь, цыгана, солдата, нищего, сироту, бродягу-горбуна, покойника и т.д. Спектр ряженых персонажей поистине был неограниченным, но предпочтение в играх все же принадлежало свадебной и похоронной тематике.

Отличительной особенностью Святок являлись разного рода гадания как самый яркий и наиболее насыщенный комплекс в пределах календарного года. Гадать можно было в любой святочный день, но большинство гаданий, считающихся в народе «верными», производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня – под Новый год. Именно с Васильева вечера начинались «страшные» гадания – самые опасные из всех святочных гаданий. Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду Святок – «страшным» вечерам, когда кончался старый год, и начинался новый, а, по народным представлениям, особенно буйствовала нечистая сила. Для «страшных» гаданий выбирались места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекресток дорог, прорубь на реке, церковная паперть; могли гадать и в доме.

«Страшные» гадания могли быть и групповыми и одиночными, но, как правило, их участниками были девушки, достигшие брачного возраста. Они гадали и о судьбе на будущий год в целом, и о своем суженом. Причем особенностью «страшных» гаданий было то, что девушка могла максимально точно увидеть образ конкретного человека, своего жениха, которым во время обряда оборачивалась, по поверьям, нечистая сила. Девичьи гадания могли быть основаны на слушанье. Например, звон колокольчика, веселое пение, лай собаки, звук поцелуя, скрип снега, людская речь, качание дерева и другие разнообразные звуки истолковывались девушками как приближение сватовства или сулили остаться в «девках», характеризовали возраст и нрав жениха, степень удаленности дома суженого от родного дома и т.д. Некоторые «страшные» гадания основывались на тактильных ощущениях, когда до гадающей девушки дотрагивались рукой, и по ощущениям девушка определяла богатая или бедная жизнь её ждет. Самые «страшные», но одновременно и самые точные гадания основаны на высматривании при помощи предметов, обладающих эффектом отражения – зеркала, воды в колодце или проруби. Тогда девушка могла увидеть внешность своего суженого. Определенное лицо и внешний облик суженого узнавали с помощью гаданий на сон. Помимо персоны жениха, девушек интересовали многие вопросы семейной жизни, например, состав будущей семьи, характер свекрови, количество детей и многое другое. Тогда гадали на предметах – поленьях, кусочке хлеба, ложке, прутике, воске, яйце, бумаге, сковороде и т.п.