1038

Творческое наследие Александра Бенуа ди Стетто

4 февраля 2011 года в 16.00 в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2) состоится открытие выставки «Александр Бенуа ди Стетто. Живопись, графика». Творческое наследие крупного русско-швейцарского художника Александра Бенуа ди Стетто (1896 — 1979) впервые представляет новгородскому зрителю Санкт-Петербургский общественный Фонд по содействию развития культуры и искусства. Выставка проходит в рамках стартовавшего в 2006 году большого художественного проекта «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию», в котором уже приняли участие более двадцати музеев страны — от Третьяковской галереи и Русского музея до музеев Тюмени, Казани, Ярославля, Ростова Великого, Костромы, Пскова и других городов.

На выставке представлена часть многообразного и многопланового творческого наследия Александра Бенуа ди Стетто — более 90 произведений, в том числе, живописные и графические портреты и натюрморты, пейзажи и анималистические зарисовки, абстрактные композиции. Самые ранние зарисовки, выполненные в имении «Нескучное» З. Серебряковой относятся к 1916 году, последние — серия «Структуры» — датируются 70-ми годами XX века. Знакомство с работами мастера откроет новгородцам яркий талант, для которого характерны высокое мастерство и многогранность художественных устремлений, свойственные столь значимой для русского искусства фамилии Бенуа.

Живописец и график, мастер дизайна, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, архитектор, Бенуа ди Стетто является самым загадочным и малоизвестным на родине представителем знаменитой династии Бенуа. К этому творческому клану принадлежат основатель общества "Мир искусства" Александр Бенуа, художники Зинаида Серебрякова, Евгений Лансере, архитектор Логин Шретер, композитор Александр Черепнин, известный английский артист, писатель и режиссер, воплотивший образ легендарного сыщика Эркюля Пуаро, Питер Устинов и многие другие. И до сих пор эта талантливая фамилия дает возможность совершать подлинные открытия. К их числу можно отнести знакомство российского зрителя с творческим наследием одного из ярких представителей этого рода — Александра Бенуа ди Стетто.

Родившийся в Петербурге, в 1920 году, после того, как арестовали всю семью Л.Н. Бенуа, молодой художник покинул Советскую Россию. Он перебрался сначала в Финляндию, затем, в 1922 году, через Германию — в Швейцарию, на родину своего отца.

В 1920-е годы художник работал в центрах европейской культуры — Париже, Берлине, Мюнхене. Архитектурное образование, полученное в Академии художеств в Петрограде, сказалось в его городских пейзажах, многие из которых, помимо художественной ценности, сегодня являются и историческими документами. В Париже художник работал в основном как портретист. Вскоре одна из его моделей — талантливая датская виолончелистка Кама Зингер — стала его женой. Супруги прожили вместе более пятидесяти лет, деля радости и испытания. В трудные военные годы Кама Бенуа без колебаний продала скрипку Гварнери, принадлежавшую еще ее предкам. С тех пор во многих натюрмортах Александра стал часто появляться этот изящный музыкальный инструмент. А многочисленные портреты самой Камы представляют наиболее значительную часть творческого наследия мастера.

В Берлине, где Александр Бенуа ди Стетто работал по приглашению Немецкого театра, раскрылся его талант театрального художника-экспериментатора, создававшего грандиозные декорации, насыщенные новейшими техническими идеями. В 1926 году за работу над оперой Моцарта "Похищение в серале" Бенуа ди Стетто был удостоен Гран-при в области искусств. Проявил он себя и как выдающийся мастер-анималист, в 1927-28 гг. исполнивший сангиной целую серию выразительных листов. В начале 1930-х годов Александр Бенуа ди Стетто окончательно поселился в Швейцарии. Особую известность как живописец он получил после создания портрета президента Швейцарской конфедерации Джузеппе Мотта. Бенуа ди Стетто также занимался промышленным дизайном, создавая наброски кузовов и разрабатывая отделку салонов люкс-автомобилей для коронованных особ. Не оставляя классические жанры — портрет, пейзаж, натюрморт — в начале 1950-х годов художник принялся активно экспериментировать с цветом и формой, что нашло отражение в абстрактных работах, так называемых "структурах", воплощавших мечту художника о гармонии ритма и формы.

Пресс-конференция и пресс-показ для журналистов состоятся 4 февраля 2011 года в 15.00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств.

На открытии и пресс-конференции предполагается присутствие президента Санкт-Петербургского общественного Фонда по содействию развития культуры и искусства Юрия Витальевича Мудрова.

Выставка будет работать до конца марта 2011 года.