1420

«У Спаса всего в запасе!» - съезжий праздник в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»

24 августа 2014 года с 14:00 до 16:00 Новгородский музей-заповедник приглашает на съезжий праздник «Спасы», который пройдет в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» на основе трех праздников: Первого Спаса (Медового, Мокрого, 14 августа), Второго Спаса (Яблочного, Среднего, Калинника, "Спаса на горе", 19 августа), Третьего Спаса (Льняного, Орехового, Житного, Хлебного, 29 августа). Перед праздничной программой в 13:00 в часовне святых апостолов Петра и Павла из д. Гарь Маловишерского района будет проведен молебен.

Спас связан с завершением уборки урожая, сохранением жизненных сил, накопленных знаний. Оповестит о начале праздника красный звон колокольни из д. Высокий Остров. В церкви Николы из Высокоостровского погоста состоится концерт духовной музыки. Гости праздника не только увидят жатвенные обряды на поле, но и приобретут силу, если «покатаются» на спине по сжатой полосе, поводят хороводы вместе с фольклорным коллективом, погадают на яблоках и горохе, получат удовольствие от молодецких забав и народных игр. Желающих обольют особой водой для здоровья, а для счастья и веселья «обсеют» горохом. В «Витославлицах» гостям предложат заняться «рукомеслом», связанным со льном или приготовлением новгородской гущи, которой можно будет и угоститься. Для детей организованы мастер-классы по изготовлению «набойки» на льне и «яблока» из шерсти. «У Спаса всего в запасе!» - поэтому в торговых рядах можно будет приобрести льняные и тряпичные изделия, купить гостинцы (мёд, яблоки) для близких и знакомых.

Первый Спас назывался медовым, так как в этот день впервые вырезали соты с мёдом. Выбрав лучший, сот несли в церковь. Всюду варили медовые квасы и угощали всех. Спас называли также Мокрым. По установлению церкви в этот день крестным ходом шли к рекам и другим источникам для водоосвящения. Мёдом святили воды в реках, а после водосвятия купались, купали детей, надевая на них новые рубашки. В этот же день святили колодцы. Поили лошадей, пили сами воду, в которую опускали серебро.

Второй Спас – Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы при учениках. В народе этот день именовали "яблочным", так как к этому дню поспевали яблоки, а также другие плоды и огородные овощи (горох, картофель, огурцы, репа, брюква), которые прихожане носили освящать в церковь. После освящения яблок их можно было собирать в садах и есть. При разговении яблоками молодежь задумывала желание, которое должно обязательно исполниться в тот момент, когда проглатывался первый кусок Спасова яблока. Девушки, думая о женихах, приговаривали: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!" С этого дня начинали сбор яблок. В отдельных местностях 19 августа справляли «Горохов день». Одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга горохом.

Со Второго Спаса начинался средний (самый лучший по времени) посев озимой ржи. Проводился обряд засевания полей: священник, приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю и семена святой водой. Один из "почетнейших хозяев" на освященные места пашни бросал хлебные зерна, над которыми была совершена также молитва. С Преображения начиналась жатва ярового хлеба, сопровождаемая многочисленными обрядами. Крестьянки-новгородки в этот день угощали пирогами - моленниками со словами: «Угостись, съешь и молись за мою скотинушку».

Третий Спас (Льняной, Полотняный, «Житный», «Хлебный», Ореховый) отмечался Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едесы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Русские люди считали его благоприятным днём для торговли полотнами и холстами. Обычно в этот день многие крестьяне ездили на ярмарку. С ярмарки хозяина семейства ждали с нетерпением. Этот Спас назывался ореховым и хлебным, потому что с этого дня разрешался сбор лесных орехов, можно было печь пироги из муки нового урожая. Женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку: на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!».