1253

Унесённые танцем

Народному хореографическому ансамблю «Садко» исполняется 45 лет

В новгородском ДК имени Васильева состоялся юбилейный концерт этого коллектива. За четыре с половиной десятка лет чего только не было в жизни настоящей семьи творческих людей: взлеты и спады, расставания с любимыми руководителями и участниками, малые и большие потрясения. Но одно и по сей день осталось неизменным — верность традициям, русской песне и, конечно же, любовь зрителей. Мы решили узнать, как сегодня живется всенародно любимому ансамблю, которому в былые годы рукоплескала вся Европа, о котором писали книги и снимали фильмы. Для этого корреспонденты «НВ» отправились на генеральную репетицию юбилейного концерта. Началась она в семь часов вечера, когда в Доме культуры одно за другим зажигаются окна и вовсю разгорается жизнь. Но даже в такое время в репетиционном зале, кроме руководителя ансамбля Людмилы ГРИГОРЬЕВОЙ, был еще далеко не весь коллектив, и на протяжении полутора часов народ все подходил и подходил. Это был тот случай, когда опаздывать нежелательно, но можно — у самодеятельных артистов помимо творчества есть и другая жизнь: семьи, учеба и работа. И уже то, что все они спешат вечерами сюда, в ДК, оставив за порогом свои проблемы и заботы, вызывает огромное уважение. Но вот наконец-то концертмейстер Николай Удалов вместе со своим баяном занимает привычное, как он сам говорит, вековое, место рядом со входом. Людмила Петровна из садовой лейки щедро полила деревянный пол, чтобы он не скользил, и скомандовала баянисту: «Берем Украину!», что на языке профессионалов означало «комбинации в украинском характере». Несколько минут разминки, и — началось…«Пошла дробушечка!» — и весь первый этаж ДК содрогнулся от перестука каблуков. «Русская широкая!» — и в зале стало тесно от взмахов рук и ног. Следующий танец «Плясовая с двойным поворотом» завела самого баяниста, пальцы которого все быстрее и быстрее бегали по кнопкам инструмента. Шаг, подскок, поворот — лица танцоров разрумянились, лейку то и дело пускали в ход, и мне было уже не уследить за теми немыслимыми па, которые в бешеном темпе выделывали девушки и парни. А руководитель все подгоняла и подгоняла: «Темпа, темпа не хватает!». Танцоры слушались ее и уже практически летали по залу, да еще с подскоками, крутясь и делая «блинчики», вновь и вновь отрабатывая, оттачивая каждое движение и рисунок танца.Наконец-то, да и то, подозреваю, лишь ради журналистов, была объявлена пауза, и мне удалось немного пообщаться с артистами и понять, чем современный состав ансамбля отличается от самых первых. Если раньше основу «Садко» составляли работники завода имени Ленинского комсомола и «Волны», и приходили в ДК, что называется, от станка, то теперь среди самодеятельных артистов рабочих — единицы. Так, среди моих новых знакомых оказалось несколько выпускников колледжа искусств, студенты, которые выбрали стезю спортивного тренера или педагога, инженеры-менеджеры, специалисты в области сервиса и туризма и даже школьники, каковым, например, оказался опытный танцор Дмитрий Утинков, ученик восьмого класса. Кто-то занимается танцами всего лишь пару лет, а некоторые участники коллектива перешли в него из детского ансамбля «Гусельки», который можно назвать инкубатором «Садко», и танцуют более десяти, а то и пятнадцати лет. Руководит им, кстати, тоже Людмила Григорьева, которая была непосредственным участником и свидетелем создания новгородского ансамбля «Садко». Где песни складывал Садко… На встречу со мной Людмила Петровна принесла толстый фотоальбом. И призналась, что для нее самые ценные фотографии в нем — это несколько черно-белых снимков 1966 года, когда создавался ансамбль. На одном из них в хороводе вокруг клумбы у крыльца ДК имени Васильева стоят, взявшись за руки, пара десятков молодых людей. Вот она сама, совсем еще молоденькая девчонка с косичками, рядом с первой солисткой «Садко» Тамарой Румянцевой. Неподалеку — фигуры первых «репетиторов» ансамбля, которых тогда специально приглашали в Новгород: Игорь Волков, тогда уже участник Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, и народный артист Иван Меркулов, ставший впоследствии главным балетмейстером Государственного академического Северного народного хора. В те годы партком завода имени Ленинского комсомола не жалел средств, мечтая создать новый высококлассный самодеятельный коллектив из заводской молодежи. Но самыми главными инициаторами были хорошо известные в те годы новгородцы: Петр Синицын, который и возглавил новый ансамбль, и его ближайшие помощники — композитор Виктор Никитин и поэт Петр Сукнов. Людмила Петровна вспоминает:— Мы все так загорелись этой идеей, что репетировали сутками. Основу ансамбля составили те, кто уже занимался в ДК, и заводская молодежь, мечтающая научиться петь и танцевать. Когда с нами приезжали заниматься такие знаменитые артисты, как Волков и Меркулов, то нас всех — а коллектив тогда насчитывал более ста человек, кроме танцоров, в нем был хор и много аккомпаниаторов — снимали с работы. Какой у всех энтузиазм был, какое желание выступать — просто не передать! Сбегаем в пончиковую перекусить и опять за работу. Все понимали, что коллектив должен иметь свою индивидуальность, свой репертуар, а так как Новгородчина всегда славилась песнями и былинами гусляра Садко, его имя и выбрали для названия. И вот буквально через полгода мы были готовы к выступлениям. В первом репертуаре было всего три номера: «Ильменские переборы», «Валдайские колокольчики» и «Хороши вечера новгородские». Все — на музыку Виктора Никитина. Первый наш концерт состоялся в 1967 году в зале Новгородского областного театра драмы. Первое выступление, и сразу первый успех — мы стали победителями областного конкурса. В том же году состоялся зональный смотр народного творчества Северо-Запада в Ленинграде. И снова диплом I степени. А уже через два года «Садко» присвоили звание народного ансамбля. Окрыленные успехом, мы постоянно расширяли свой репертуар и выступали, выступали… В гостях у датской королевы О гастролях «Садко» можно писать романы, так много их было и так интересны они были: выступления на ВДНХ, во Дворце Съездов, на всесоюзных ударных стройках в Средней Азии, в городах-героях и на Олимпиаде-80 в Москве. Новгородским танцорам аплодировали Румыния, Финляндия, Германия, Италия, Бельгия, Франция, Португалия, Венгрия, Чехия, США и даже страны Африки. Везде наших артистов принимали на бис, но, конечно же, самой волнующей и ответственной была самая первая гастрольная поездка в Данию.…Было это еще весной 1970 года. В аэропорту Шереметьево-2 рейс на Копенгаген дважды откладывался — из-за плохой погоды Дания не принимала. Но наконец-то Ил-62 взмыл в небо и через несколько часов приземлился в Стокгольме, где и состоялся незапланированный первый концерт. Произошло следующее: заслышав родную речь, к новгородцам подошли наши хоккейные болельщики, возвращавшиеся домой. Разговорились: «Вот, балалайки знаем, а это что у вас? Что за инструмент? Сыграйте!». Гусляры быстренько сняли чехлы и заиграли, собрав вокруг себя сотни зрителей.Но самое главное произошло в Копенгагене. Людмила Григорьева тоже была в той поездке и хорошо помнит, как все волновались:— Когда нам объявили перед первым концертом, что будет снимать телевидение, волнение стало еще больше. Как нас примет датская публика? Ведущий объявил «Новгородский сувенир», и в зале такая тишина настала… Мы пришли в себя, когда после первого номера услышали и одобрительные выкрики, и аплодисменты, и свист. Сразу поняли, что и песня, и танец дошли до сердец зрителей. Гусляр Валентин Суриков, ансамбль гусляров, певица Соломонида Нагорная, наши танцы покорили датчан. Второй концерт и вовсе задержался — почти все пришлось повторять на бис. Последнее выступление было и вовсе на королевском балу. И если сама королева, вернее — ее брючный, совсем не королевский костюм нас разочаровал, то мы выступили прекрасно — одну «Крестецкую строчку» танцевали несколько раз. Мы знали, что должны уже ехать в аэропорт, а нас все не отпускали. Никто не мог поверить, что на сцене не профессионалы, а рабочие завода. Мы с таким огоньком и задором танцевали тогда, как сегодня не часто у молодежи встретишь. Видимо, время сейчас совсем другое, что ли… Верность традициям Прошли годы, сегодня уже нет ни хорового коллектива, ни многочисленных аккомпаниаторов. Современный состав ансамбля «Садко» — два десятка человек. Но верность репертуару, народной песне и зрителям осталась. О том, как выживали в годы перестройки, моя собеседница Людмила Григорьева вспоминает с горечью:— Я сначала и не понимала толком, что это такое — перестройка. Но вскоре все мы почувствовали это на себе. Если раньше вопрос с гастролями решался просто, на общем заседании парткома, профкома и бухгалтерии завода, то настали времена, когда сами заводчане не получали зарплат. Вы бы знали, какая жизнь была у нас в перестроечное время! И тем не менее коллектив продолжал жить. Мы уже не мыслили себя без ансамбля. Когда нас взял под свое крылышко город, стали стабильно получать зарплаты, но о былом составе мечтать не приходится. Раньше работали худрук, администратор, два хормейстера, два балетмейстера, одних баянистов было шесть или восемь человек… Сейчас работаю я да Николай Александрович Удалов со своим баяном. Но тот самый огонек остался. И звездочки свои у нас и сегодня есть.На вопрос о том, что будет с ансамблем, когда с ним не останется ни одного старожила, Людмила Петровна ответила, что даже думать об этом не хочет. Но все-таки наш разговор с ней не завершился на этой печальной ноте. Ансамбль «Садко» — по-прежнему долгожданный гость во всех уголках Новгородской области и непременный участник всех городских праздников. Как и раньше, танцоров этого заслуженного коллектива узнают на улице, им рукоплещут и дарят цветы на концертах. Более того — практически каждый год ансамбль выезжает и на зарубежные гастроли. Правда… за свои собственные деньги. Увидев мой удивленный взгляд, Людмила Петровна пояснила:— Нам ведь по-прежнему приходит масса приглашений из разных стран, и до сих пор везде нас очень хорошо принимают. Стараемся хотя бы один раз в год выехать куда-нибудь. На какие деньги? Да на родительские… Родители отправляют своих детей в эти поездки. Кое-кто из танцоров сам работает или подрабатывает. Стараемся, чтобы за рубежом не забыли, что есть на Новгородчине такой самодеятельный коллектив — «Садко».Мне настало время уходить, а участники ансамбля продолжили свою репетицию, оттачивая каждый из номеров предстоящего юбилейного концерта: «Круговину», «Камаринскую», «Утушки» — все 12 номеров, каждый из которых построен на массе вертушек, присядок и дробилок, необычайно сложен технически. Они понимали, что зрителям совсем не обязательно знать о каких-либо трудностях и проблемах, они просто мечтают в очередной раз окунуться в атмосферу праздника и получить такую порцию положительных эмоций, которой хватит надолго.Прощаясь, танцоры попросили меня от их имени пригласить всех бывших участников и работников ансамбля «Садко» на юбилейный концерт, который состоится 10 апреля в 15 часов в ДК имени Васильева. И, конечно же, ансамбль будет ждать своих поклонников.

Газета "Новгородские ведомости" от 09.04.2011 г.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ