961

В центре «Сретение в Антонове» состоялась беседа «Рождество Христово в русской литературе»

Накануне Рождества в лекционном зале центра «Сретение в Антонове» (университетский храм Сретения Господня) состоялась беседа «Рождество Христово в русской литературе», проведенная доктором филологических наук, профессором НовГУ Викторией Дидковской.

Как известно, увлечение культурой немецкого романтизма способствовало укоренению в среде русского дворянства традиции праздновать Рождество с нарядно украшенной елкой. Став, примерно с 40-х годов XIX века, неотъемлемой принадлежностью русского городского быта, этот обычай подготовил почву для появления святочного рассказа, граничащего по жанру с бытовой повестью. Окрашенное добротой и сентиментальностью торжество располагало его участников к описанию известных им фактов морального перерождения людей накануне Рождества Христова, например, того, как жестокосердный купец вдруг стал добрым. Первым святочным рассказом русской литературы была, по мнению профессора Дидковской, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством».

После появления «Рождественских рассказов» Диккенса сложилась целая «рождественская философия», утверждавшая ценность душевной жизни, детства, любви к «человеку во грехе». Она породила в России целую волну святочной литературы и одновременно изменила ее дух: главным стало уже не чудо, как у Гоголя, а нравственное перерождение человека. Виктория Дидковская дала яркую характеристику наиболее знаменитых произведений этого жанра, принадлежащих Лескову, Достоевскому, Куприну, особо подчеркнув появившиеся настроения одиночества и безнадежности, присущие, в частности, творчеству Леонида Андреева. А закончила она свой рассказ описанием празднования Рождества в 1930-е годы в Соловецком лагере особого назначения, которое оставил потомкам Борис Ширяев.