951

В Лихудовом корпусе Новгородского кремля открывается выставка крестецкой строчевой вышивки

1 июня 2012 года в 16.00 в Лихудовом корпусе в Кремле состоится открытие выставки «Крестецкая строчка». Выставка посвящена одному из наиболее известных художественных промыслов Новгородского края, получившему признание и мировую известность.

Экспозиция развернута в двух залах первого этажа Лихудова корпуса XVII в., в котором с 1706 и вплоть до 1920-х гг. располагалась славяно-греко-латинская школа братьев Лихудов. В состав выставки включено более 50 произведений (полотенца, подзоры, салфетки, дорожки, накидки, портьеры, панно, мужские и женские рубашки, платья и др.) из собрания Новгородского музея, созданных на протяжении XX — начала XXI вв. мастерицами разных поколений. На выставке представлены лучшие произведения богатейшей коллекции крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, сложившейся на протяжении многих десятилетий в результате музейных экспедиций и закупок авторских работ.

Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры.

В 1910-е гг. выделяются два центра строчевой вышивки — крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени складываются местные особенности строчки, получившей название крестецкой. Определяющую роль в ее формировании сыграло создание сновочной строчки (сновки — дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной канве сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра. Крестецкими и валдайскими мастерицами было разработано много разнообразных гипюрных узоров: «старинный», «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло» и др.

Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. На выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры.

Важным этапом в развитии промысла стала организация в 1930 г. Крестецкого межрайонного строчевого промыслового союза, объединившего многочисленные артели и мастерские. Создается экспериментальная лаборатория «Строчпромсоюза», в которой велась разработка новых вариантов гипюрных орнаментов и их комбинаций.

Появление с середины 1950-х гг. машинной строчки не прервало традиции ручной вышивки. На фабрике «Крестецкая строчка», основанной в 1959 г., существует цех ручной строчки и экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.

Крестецкие изделия неоднократно экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, в том числе и в Новгородском музее, в залах которого в 1976-1977 гг. была развернута выставка «Творчество крестецких мастериц», построенная на материалах музея фабрики «Крестецкая строчка». Произведения крестецких вышивальщиц в разное время входили в состав целого ряда комплексных выставок Новгородского музея: «Современное декоративно-прикладное искусство» (1957 г.), «Достояние народа» (1980 г.), «Промышленность Новгородской области» (1982 г.), «Русская народная вышивка конца XIX-XX вв. в собрании Новгородского музея» (конец 1980-х гг.).

Первая монографическая выставка, посвященная крестецкой строчке и созданная на основе собрания Новгородского музея, была открыта 6 июня 2002 г. в пяти залах здания Лихудова корпуса и экспонировалась более трех лет (до 26 сентября 2005 г.). Масштаб выставки позволил достаточно полно представить богатейшую коллекцию крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, а также показать развитие промысла с его зарождения до наших дней.