1127

В Музее деревянного зодчества «Витославлицы» состоялся традиционный праздник «Съезжие Спасы»

У каждого Спаса все в запасе. По народной поговорке и праздник справляли, все три Спаса разом. Первый – медовый, второй – яблочный или гороховый, третий – льняной или полотняный. Раньше в деревне говорили: «На Спас и нищий медку попробует». Давеча же гостиков в Витославлицах угощали и кашей гороховой, и специальными пирогами-моленниками, чтоб за хозяюшкину скотинку помолились, и, конечно же, освященными яблоками. На первый – Медовый Спас – в деревнях освящали воду в реках и колодцах. Провели молебен и в Витославлицах – в часовне Петра и Павла из деревни Гарь. Наши предки верили, что освященная на Спас водица всю хворь убирает, а если в Иордани в этот день искупаться – так все грехи простятся. Со Спасами в деревне лето провожали, и к зиме готовились. Собран не только урожай, но и лен. С ним – много мороки. Сначала обмять на льномялке, потом потрепать. А после лен чешут, прядут нитки и ткут полотно. В общем, было чем деревенским бабам заняться долгими зимними вечерами. Посетителей праздника тоже учили обращению с ткацким станком, да и рассказали как надо зерно обработать и смолоть, прежде чем кашу сварить. Ведь второй Спас не только яблочный, но и гороховый. Кашу из гороха в деревне уважали, новгородцы даже сами себя любовно называли – гущееды. А еще на горохе можно погадать. Задумай желание, выбери стручок, который на тебя смотрит, и считай горошины. Нечетное число получилось – значит, сбудется твоя мечта, четное – не грусти, следующий ищи. А чтоб счастья всем хватило – гостиков горохом обсеяли. Сколько поймал, столько и удачи привалит. Главное – сохранить горошины до следующего Спаса.