1017

В Новгородском центре современного искусства состоится открытие художественных выставок

19 октября в 18-00 в Новгородском центре современного искусства состоятся открытия художественных выставок, сообщает пресс-центр Администрации Великого Новгорода. - Проект Венгерского музея фотографии, РОСФОТО и НЦСИ называется «Венгерские мастера фотографии». Но на нём представлены шедевры всемирно известных фотохудожников, которых объединяет только происхождение. Андре Кертеш, Ласло Мохоли-Надь, Брассай, Мартин Мункачи, Роберт Капа — все они в разное время, но уехали из Венгрии. Все работали в Берлине, потом в Париже и США, выработав каждый свой неповторимый стиль и пройдя уникальный творческий путь. Мункачи- это чувство момента, быстрота реакции, авантюризм, поиск сенсации, которых ждала публика эпохи индустриализации прессы. Кертеш — это чувствительность и внимание к духовным переживаниям человека, стремление к гуманизму, столь востребованному в европейской культуре середины XX века. Брассай — сюрреалист в фотографии, его тема — таинственность в повседневности. Капа открыл нам мир, попавший в зависимость от визуальных свидетельств. Этот военный корреспондент открывший закон непосредственной близости к событию, говорил, что если ваш снимок недостаточно хорош, значит, вы были недостаточно близко. Он и погиб в Индокитае подорвавшись на противопехотной мине. Мохоль — это знаменитый Баухаус, мастер исповедующий идеологию всеобщей мобилизации на проектирование будущего и перестройку социума. 100 фотографий среди которых первые опыты Кертеша, дебютные снимки Мункачи для модных журналов и едва не погибшие в лаборатории сцены десанта 1944 года в Нормандии, сделанные Капой, отражают, помимо прочего, тему творческой судьбы в историческом контексте. Дополнительная информация. Мартин Мункачи [Мартон Мункачи, Мартон Мермельштейн] (Колоcвар, 18 мая 1896 — Нью-Йорк, 13 июля 1963) Мартин Мункачи - один из всемирно известных венгерских фотографов, родоначальник жанра фотографии моды, достигшего пика в творчестве Ричарда Аведона. В возрасте четырнадцати лет вместе с родителями, шестью братьями и сестрами он переехал в Будапешт. В шестнадцать лет ушел из дома, работал маляром и декоратором, кроме того, писал стихи и пробовал себя в любительских спектаклях. Впоследствии стал журналистом и увлекся фотографией. Помимо репортажной фотографии, Мункачи занимался портретной съемкой, открыл несколько небольших студий в Будапеште. Начиная с 1924 г., он снимал спортивные события для таких изданий как Est, Pesti Naplу, Dйlibбb. Его работам в области спортивного репортажа были присущи свежесть и необычность композиции — ради нетривиального кадра Мункачи мог подняться на крышу или снимать с пожарной лестницы. В 1928 году он переезжает в Берлин и поступает на работу в издательство Ullstein Verlag. Мункачи был фотожурналистом, который всегда оказывался в гуще событий. Он фотографировал полет Цеппелина, снимал Лени Рифеншталь и Кемаля Ататюрка. Еще во время работы в Венгрии он сформулировал свое понимание фотожурналистики: «Увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди равнодушно упускают из вида — вот теория фоторепортажа. А практическая сторона фоторепортажа — это суметь в следующую тысячную долю секунды сфотографировать увиденное». В 1934 году Мункачи эмигрировал в США, где вскоре стал самым высокооплачиваемым фотожурналистом Нью-Йорка. Фотографии Мункачи для журналов Harper’s Bazaar, Fortune, Vogue сделали его основателем нового стиля: именно он привнес движение и динамизм в фотографию моды. Джон Эстен называл этот стиль «движением Мункачи». Ласло Мохоли-Надь (Бачборшод, 20 июля 1895 — Чикаго, 24 ноября 1946) Окончив среднюю школу в Сегеде, Ласло Мохоли-Надь переехал в Будапешт и поступил на юридический факультет. В 1915 году он был призван в действующую армию, получил серьезное ранение и, находясь на лечении в госпитале, начал заниматься рисованием. В 1919, после поражения Венгерской революции, был вынужден бежать в Австрию, где встретился с известным венгерским писателем Лайошем Кассаком. Это знакомство определило дальнейшую жизнь Мохоли-Надя: по рекомендации Кассака он стал работать в Баухаузе в Германии. В Берлине Надь познакомился со своей первой женой — Люцией Шульц, которая и научила его фотографии. Когда Мохоли-Надю было двадцать шесть, Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в Баухаузе, а также разрабатывать теоретические программы и общие направления работы школы. Опираясь на большой опыт в фотографии и обширные теоретические познания, Мохоли-Надь искал новые возможности фотографии, экспериментируя со светом, тенью, пространством, массой, цветом, рисунком. Он одним из первых стал применять фотограмму. Мохоли-Надь рассматривал сознательное использование фотомонтажа как способ изображения реальности в новой манере. После прихода к власти нацистов Надь покинул Германию. В 1937 году он по приглашению Гропиуса обосновался в Чикаго, где участвовал в создании Нового Баухауза. Когда последний закрылся, основал собственную Школу Дизайна, которая в 1944 обрела статус Колледжа Дизайна. Этим колледжем Мохоли-Надь и заведовал вплоть до своей скоропостижной смерти. Андре Кертеш* [Андор Кертес] (Будапешт, 2 июля 1894 — Нью-Йорк, 28 сентября 1985) В 1912 году Кертеш окончил коммерческое училище и начал работать на Будапештской бирже. На свою первую зарплату он купил фотоаппарат ICA и стал самостоятельно осваивать искусство фотографии. Друг Кертеша Ласло Хмура давал ему практические советы по проявке пленок и печати фотографий. Когда началась первая мировая война, Кертеша призвали в армию, и на фронт он взял с собой камеру Фойгтлендер. Две из фотографий, сделанных им во время войны, были опубликованы. В 1927 году Кертеш переезжает в Париж, превратившись из венгерского клерка в парижского художника. Именно здесь Кертешу принес успех его особенный стиль — глубоко гуманистичный, субъективный, стиль, благодаря которому он стал одним из величайших фотохудожников на все времена. Как однажды заметил Анри Картье-Брессон, «все, что мы делаем, уже сделал Кертеш». Живя в Париже, Кертеш сотрудничал в нескольких европейских изданиях: Vu, Sunday Times, Berliner Illustrierte Zeitung, Uhu. Именно он поддерживал Брассая и Роберта Капу в их стремлении заниматься фотографией. Первая парижская выставка Кертеша прошла в галерее Sacre du Printemps в 1927 году. В 1936 по заданию студии Keystone Studios Кертеш отправился в США. Он собирался оставаться там только на время контракта, однако из-за начавшейся войны поселился в Соединенных Штатах уже навсегда. С 1937 по 1949 годы Кертеш снимал для журналов Look, Harper’s Bazaar, Vogue. В 1944 году он получил гражданство США. С 1963 и до своей смерти Кертеш занимался разбором и публикацией прежних работ, не переставая при этом создавать новые снимки. Его работы были отмечены множеством наград. Во время своей поездки в Венгрию в 1984 году Кертеш получил Орден Флага Венгерской Народной Республики, став первым и до сих пор единственным фотографом, представленным к этой высокой награде. После его смерти в городе Сигетбече открылся Музей фотографии Андре Кертеша. (* По-венгерски фамилия фотографа читается как «Кертес». Когда о Кертеше стали писать в России, практиковалась простая транслитерация, не учитывавшая особенностей произношения большинства европейских языков. Из-за этого в отечественной традиции закрепился неправильный с точки зрения законов венгерского языка вариант прочтения фамилии фотографа) Роберт Капа [Эндре Ернё Фридман] (Будапешт, 22 октября 1913 — Тай Бин, 25 мая 1954) Слова Стефана Лорана, назвавшего Роберта Капу «величайшим военным фотографом в мире», верны до сих пор. Одно из наиболее известных изречений Капы: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Под влиянием известного венгерского писателя Лайоша Кассака за год до окончания школы Эндре Фридман заинтересовался журналистикой. В 1930 году он начал заниматься фотографией и в том же году был вынужден покинуть родину после ареста за участие в демонстрации левых. Оказавшись в Берлине, Фридман поступил в Высшую школу политических наук. Подрабатывая в лаборатории фотоагенства Dephot, он получил свою первую «Лейку» для выполнения задания — сфотографировать Льва Троцкого на конгрессе социалистов в Копенгагене. В 1933 году Эрне Фридман переехал в Париж и взял себе новое имя — Роберт Капа. В 1936 он уезжает в Испанию, где по заданию «Regards» снимает репортажи о гражданской войне. Снимок, названный «Смерть солдата-лоялиста», принес ему известность и стал классикой фотографии. После испанских событий Капа уже сознательно избирает карьеру военного фотокорреспондента, снимая практически все вооруженные конфликты. Во время второй мировой войны работал в Англии, Северной Африке, на Сицилии. В день начала боевых операций союзных войск он сопровождал первый американский десант при высадке на побережье Нормандии. После войны Капа посетил Венгрию; здесь он с большой чуткостью фотографировал послевоенное восстановление страны, отмечая приметы наступавшего коммунизма. В 1947 году вместе с Дэвидом Сеймуром, Анри Картье-Брессоном и Джорджем Роджером Капа создал фотоагентство Magnum Photos. В 1954 по заданию журнала Life он отправился военным корреспондентом в Индокитай. Недалеко от Тай Бина Капа погиб от взрыва противопехотной мины. Брассай [Гьюла Халас] (Брассо [Брашов], 9 сентября 1899 — Париж, 7 июля 1984) Родился в Брассо (ныне Брашов, Румыния), молодым человеком уехал из Венгрии в Берлин. Работал журналистом и учился в Академии изящных искусств, познакомился и близко подружился с известным художником Лайошем Тиханем. В 1923 переехал в Париж, где оставался до конца жизни. В Париже занимался журналистикой и живописью, поначалу не испытывая интереса к фотографии. В 1925 году один из друзей Брассая познакомил его с творчеством Эжена Атже. Брассай был буквально очарован фотографиями Атже, который навсегда стал для него кумиром. В 1926 году Брассай знакомится с Андре Кертешем, обучившим его основам фотографии. Тем не менее, только к 1929 году фотография становится основным занятием Брассая. Его альбом «Ночной Париж» (1931) завоевал международное признание. Брассай всегда хотел быть только художником, поэтому фотографии публиковал под псевдонимом («Брассай»), тогда как свои картины подписывал собственной фамилией («Халас»), в надежде, что они принесут ему славу. В 1932 году после публикации своих фотографий в журнале «Минотавр» Брассай подружился с Пикассо, и результатом этой дружбы стала книга интервью «Беседы с Пикассо». С 1935 по 1947 годы Брассай работал в фотоагентстве Rapho. Начиная с 1937 года, в течение нескольких десятилетий сотрудничал с Harper’s Bazaar. После второй мировой войны он пробовал себя в качестве театрального художника, работая с Кокто и Превером. В 1950-х Брассай также занялся кинематографией, достигнув значительных успехов: в 1956 году он получил награду Каннского кинофестиваля за самый оригинальный фильм. Среди многочисленных призов и наград Брассая — французский орден «За заслуги». - Выставка псковского художественного объединения «Псков-АРТ» объединяет работы художников разных возрастов. Само движение возникло совсем недавно, но успело поколебать привычные представления о современном искусстве и культурной жизни провинциальных русских городов. Достаточно сказать, что деятельность «Псков-АРТа» резко изменило культурный ландшафт Пскова. В объединение входит более 20 человек. Имена Эдуарда Шарипова и Анатолия Жбанова уже известны в России благодаря проекту «Крестодвижение», который показывался и в Новгородском центре современного искусства. 24 октября в 16.00 состоится презентация проекта «Культовое строительство. История и современность». ОН состоит из конференции (16-00) на которой выступят с докладами Маргарита Городова и Владимир Ларионов (Москва) на тему: «Отражение культурно-цивилизационной парадигмы в культовых сооружениях средневековой Руси» и доклада Ежи Устиновича (Польша) на тему: «Традиции и современность. Мировой опыт». В 18-00 состоится открытие выставок: «Невидимое в видимом. Византия и Россия» (НПО «Институт русской живописи». Москва) и «Храмы — современность в канонах традиции» (проекты Ежи Устиновича). Дополнительная информация. Jerzy U