1931

В Новгородском Кремле реставрируют грузовик времен Великой Отечественной войны

26 августа 2014 года в 12:00 в Лектории музея (Кремль, 7) состоится пресс-конференция, посвященная ходу реставрации грузовика времен Великой Отечественной войны марки ГАЗ-ММ, доставленного в Новгородский Кремль 15 августа 2014 г. Затем журналисты смогут пройти к площадке на территории Владычного двора, где установлен грузовик.

Грузовой автомобиль был найден 16 июня 2013 года подводными археологами Новгородской областной федерации подводной деятельности. Машина обнаружена в р. Копка (недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты). Он имел в составе груза 1 миномет и ящики с минометными выстрелами (мины). В кабине обнаружен металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка, с подписями парторга, старшего лейтенанта Кузьменко Василия Федоровича. Некоторые из документов имеют гриф «Совершенно секретно». После изучения представленных архивных документов был сделан вывод о том, что единственным погибшим при затоплении поднятого автомобиля был старший лейтенант Кузьменко В.Ф., следовательно человеческие останки принадлежат именно ему.

Ранее в новостях ошибочно сообщалось, что найденная машина - АМО-2. После поднятия стало ясно, что это ГАЗ-АА, а после первичной чистки окончательно определили марку - ГАЗ-ММ (модернизированная версия ГАЗ-АА). Полуторка - самый массовый отечественный автомобиль в Красной Армии, с честью вынесший тяготы войны. Прекрасно сохранились маркировка и номер двигателя – 263544. Удалось установить, что машина была камуфляжной раскраски. Удивительно, что сохранился деревянный кузов автомобиля. Конечно, использовать его в таком виде нельзя, но для создания точных копий это дерево вполне годится.

Музейные реставраторы обнаружили фирменный газовский ключ зажигания, обломаннный в замке. Номер - 1395. Пробег по одометру - 9401,8 км.

Найдена дата производства двигателя - 4 июля 1941 г. (13-й день войны!). Соответственно, дата производства машины близка к этому числу.

По первичному анализу найденных документов был сделан вывод, что машина ушла под лёд именно в период боев за освобождение Новгорода, в январе 1944 г. Боевой расчёт полуторки входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода (21 января 1944 г.) приказом ВГК было присвоено почётное наименование "Новгородский".

После восстановительных работ автомобиль будет экспонироваться на территории Кремля.

В пресс-конференции примут участие:

- Хохлов Илья Владимирович, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, кандидат исторических наук;

- Иванов Алексей Михайлович, зам. председателя НОФПД, руководитель поисковой программы «Южная группа»;

- Ефимов Сергей Сергеевич, реставратор Новгородского музея-заповедника;

- Приходько Игорь Викторович, художник-реставратор Новгородского музея-заповедника.