В новгородском музее прошла презентация каталога русской иконы из коллекции Олега Кушнирского
Вчера, 25 октября, в Великом Новгороде в здании Музея изобразительных искусств прошла презентация каталога «Русская икона середины XVII – начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского». Его представил сын коллекционера Илья Кушнирский, коллекционер Сергей Ходорковский, автор каталога, эксперт и хранитель коллекции поздней иконописи Государственного Эрмитажа Анна Иванникова и другие авторы и искусствоведы.
Олег Кушнирский, фотограф и искусствовед, давно живет и работает в США. Именно там он собрал свою коллекцию, принципиально не вывозя иконы из России, а покупая и собирая лишь те, что продавались за границей.
— Когда мы говорим с вами о русском искусстве, конечно, очень важно помнить, как много мы его теряем, как целые страницы в этой удивительной летописи исчезали в силу политических обстоятельств, в силу определенных вкусов. Это касается поздней русской иконы, — подчеркнул Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, один из соавторов каталога.
Многие из икон периода Российской Империи бесследно исчезли в период революции и в годы советской власти. Многие были уничтожены, а часть продавалась за рубеж, так как ни тайные коллекционеры, ни искусствоведы СССР не интересовались этим «поздним» периодом в истории русской иконописи, отдавая предпочтение средневековым памятникам. Так, поздняя русская икона выжила благодаря зарубежному спросу.
— Памятники, которые уходили за рубеж, как сувенир «а ля рюсс» теперь не в чьих-то гостиных или антикварных салонах, не на рынке. Они собраны в единую целостную коллекцию. И если коллекцию невозможно вернуть, то очень трогательно, что коллекционер Олег Семенович (Кушнирский, прим. ред.) вложил свои силы, свои средства в то, чтобы в России появилась книга, посвященная этим иконам, чтобы эта книга стала платформой для замечательных русских и русскоязычных исследователей, авторов, чтобы эти памятники в виде книги вернулись домой, и чтобы они по обеим сторонам океана, по разным сторонам границ свидетельствовали о бесконечной вариативности, о бесконечной, затейливой, многогранной красоте русской иконы, — отметил Сергей Брюн.
Авторами издания стали выдающийся специалист по русской иконописи ХVII – начала ХХ века Анна Иванникова, искусствовед, профессор Университета Чепмена (Калифорния) доктор Венди Салмонд и израильский социолог и культуролог доктор Алек Д. Эпштейн. Каталогизацию коллекции выполнила Анна Иванникова, редактором книги стала искусствовед София Бирина.
— Важно не только собрать коллекцию, чем занимаются на самом деле многие, а о скольких собраниях мы знаем? Я уверенна, что и в Великом Новгороде есть интересные собрания икон. Но, к сожалению, они не опубликованы, недоступны даже узким специалистам зачастую. Поэтому желание широты души Кушнирских заслуживает всяческой благодарности и от исследователей, которые в первую очередь заинтересованы в этом, но и от тех, кто в принципе хочет познакомиться с историей русского религиозного искусства позднего времени, — прокомментировала Анна Иванникова. — Поздняя икона, в целом, относительно недавно привлекла внимание специалистов-исследователей, при этом иконопись Палеха, Мстеры всегда ценилась. Мы можем наблюдать на страницах этого каталога как раз обилие икон из этих иконописных центров, что вполне объяснимо. Заинтересованный читатель может открыть для себя интересный мир «русского благочестия» среднегородской купеческой среды. Подобного рода произведения преимущественно заказывались для зажиточной прослойки общества, не все могли их себе позволить. Но при этом они отличались традиционностью исполнения. Это также выдает вкусовые предпочтения, скажем так, самой консервативной части общества. Иконы удивительны тем, что они дают нам многообразие и вариацию сюжетов.
Следует отметить, что представленная искусствоведам, ученым и музейным работникам книга — не просто каталог. В ней рассказывается о пути русских икон в Америку, об их истории и судьбе в связке с судьбами их владельцев, о том, как собиралась коллекция.
— Перед вами — уникальное собрание произведений русского религиозного искусства, прежде недоступных вниманию широкой публики, Посвятив своему делу долгие годы, Олег Кушнирский оберегал и спасал от забвения прекраснейшие русские иконы, находя их и в далеких селах и деревнях, и на антикварных рынках всего мира. Ярчайшие экспонаты его коллекции, входящие в богатейшее наследие русской иконописи XVII – XX столетий и до сих пор известные лишь узкому кругу ценителей, впервые представлены в этой книге во всем своем многообразии — с подробными комментариями, призванными раскрыть историю и сокровенный смысл каждой из икон, — говорится в аннотации книги.