1635

В Новгородском музее-заповеднике раскроют секреты сохранения старых фотографий

В феврале 2012 года Новгородский музей-заповедник открыл новый просветительский проект «Спасти и сохранить». Мастер-класс реставратора». Первая встреча проекта была посвящена сохранению и восстановлению книжных переплетов, вторая — методам реставрации «хрупких» памятников (фарфор, керамика).

Проект продолжится 14 апреля в 14.00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2). Тема встречи: «Фотография». Хранитель фонда изо- и фотоматериалов Светлана Львовна Сивохина познакомит с историей фотографии, особенностями хранения, изучения и использования фотодокументов в музее, а техник мастерской по реставрации бумаги и переплетов Анна Алексеевна Лециус — с реставрационно-консервационными методами сохранения старых фотографий.

В фондах Новгородского музея хранится более 40 тысяч документальных фотографий 1880-х — 1990-х гг. В них широко представлена история города и Новгородской губернии и области. Фотоматериалы к. XIX в. - до 1941 г. составляют незначительную часть фонда, т.к. основная часть коллекции Новгородского музея погибла в годы Великой Отечественной войны. Имеются фотопортреты жителей Новгорода и виды города, выполненные в фотоателье города известными новгородскими фотографами А.Ф. Глазачевым, Д. Нееловой, И. Красновым и др. Досоветский период представлен также фотоматериалами известных новгородских деятелей В.В. и В.С. Передольских, В.П. Острогорского, Н.Г. Богословского. Имеются фотографии активных участников революционного движения на Новгородской земле, установления Советской власти, фотографии митингов, демонстраций, собраний, конференций.

В фондах Новгородского музея широко представлен период Великой Отечественной войны. Часть снимков передана в музей после освобождения Новгорода из Политуправления Волховского фронта, а также получены от ветеранов войны. На них запечатлены боевые действия частей Северо-Западного и Волховского фронтов, партизанского движения, помощь тружеников тыла. В музее собрана большая коллекция фотографий разрушенного Новгорода и памятников архитектуры, имеются фотографии, сделанные в процессе восстановления Новгорода и реставрации памятников архитектуры 1940-1960-х гг.

Значительная часть снимков посвящена периоду социалистического строительства, развитию здравоохранения, просвещения и культуры на Новгородской земле. Имеется собрание фотографий по истории музея, большая коллекция фотографий из этнографических экспедиций сотрудников музея.

Фотографии по истории и реставрации памятников архитектуры находились в личных фондах архитекторов-реставраторов Г.М. Штендера, Л.М. Шуляк, Л.Е. Красноречьева, историка М.К. Каргера. История археологических исследований Новгорода широко освещена фотоматериалами из личных фондов археологов М.Х. Алешковского, А.В. Арциховского, Б.А. Колчина, М.Н. Кислова, С.Н. Орлова.

Не каждая фотография попадает в музей на хранение. Для каждого музея существуют свои критерии отбора. Новгородский музей хранит и собирает в первую очередь фотографии, связанные с историей города и губернии (области), с историей самого музея.

Одним из первых фотографическим ремеслом в Новгороде занялся рижский (ревельский?) гражданин Ильмар. Разрешение на открытие заведения было выдано в 1866 г. Просуществовало оно более 20 лет: до 1886 г. дела вел сам Ильмар, после его смерти — вдова Вера Ивановна Ильмар. Самой популярной фигурой среди местных фотографов являлся Алексей Федорович Глазачев (ок. 1857 г. — ок. 1922 г.). Один из ранних снимков в коллекции музея относится к 1882 г. Это портрет девочки, сидящей в кресле. Снимок был сделан в Старой Руссе. В Новгороде его заведение открылось в 1882 г. на Знаменской улице. В середине 1880-х гг. фотосалон располагался в доме Степанова, в конце 1880-х гг. в доме Земской. На фирменных паспарту к. XIX — н. XX в. обозначено, что фотоателье Алексея Федоровича Глазачева находилось на улице Знаменской в собственном доме. Летом Глазачев выезжал для работы в Старую Руссу на курорт. Помимо портретов Глазачев снимал памятники “археологической старины”, архитектуры и интерьеры церквей. С конца XIX в. фирма Глазачева издает альбомы “Виды Новгорода”, “Виды Старорусских минеральных вод”. С началом XX в. Глазачев занимается издательством открыток.

А.Ф. Глазачев неоднократно привлекался Новгородским статистическим комитетом для фотофиксации памятников архитектуры и древностей Новгорода. В 1911 г. в помещении фотографии А.Ф. Глазачева была открыта «бесплатная выставка фотографических снимков со старины, церквей, иконостасов, видов Новгорода и окрестностей его». В это время в Новгороде проходил XV Всероссийский археологический съезд. При фотоателье Глазачева находился магазин фотографических аппаратов и принадлежностей, багета, паспарту, картин и рам. Здесь была организована продажа открыток, фотографий, рисунков с видами Новгорода, интерьеров церквей и памятников.

После смерти А.Ф. Глазачева дело продолжила его невестка Анна Николаевна Глазачева (ок. 1892 — после 1930). Фотографическое заведение А.Ф. Глазачева просуществовало до марта 1930 г. В Новгородском музее хранится большое количество фотографий А.Ф. Глазачева и фотографий, сделанных под маркой его заведения. На ул. Знаменской № 34 в начале XX в. работал сын А.Ф. Глазачева фотограф Петр Алексеевич Глазачев (1888 - 1921).

Первостепенной задачей хранителя музейного фонда является обеспечение физической сохранности фотоотпечатков. Фотографии хранятся в индивидуальных неклеевых конвертах-«рубашках», соответствующих размеру снимка (первичная упаковка). Конверт защищает фотографию от света, пыли и служит дополнительной опорой при использовании. В музее для изготовления конвертов используется бумага и картон, не содержащие лигнин, серу, кислоты или пероксиды. Каждый конверт для облегчения поиска подписывается. Как исторически сформированные комплексы фотографии в музее хранятся и в альбомах. Листы прокладываются микалентной бумагой, сами альбомы также имеют индивидуальную подписанную упаковку. Упакованные фотографии и альбомы укладываются в специальные архивные коробки, в соответствии с размером предмета (вторичная упаковка). Подписанные коробки выставляются на металлические стеллажи в хранилище. Для облегчения поиска стеллажи снабжаются топографическими описями (списками хранящихся предметов). В хранилище поддерживается температурно-влажностный режим (круглогодичное отопление, проветривание, увлажнение помещения), соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

Фотография состоит из бумажной основы и нанесенного на нее эмульсионного слоя, в котором проявляется и закрепляется изображение. В основном реставрационные процессы связаны с повреждениями бумажной основы. Верхний эмульсионный слой нельзя подвергать воздействию воды, растворителей, а также интенсивным механическим воздействиям. Допускается обеспыливание поверхности мягкой кистью.

Часто на бумажной основе появляются рыжие пятна (т.н. «фоксинги»), которые могут не только заполнить тыльную сторону фотографии, но и проявиться на изображении, таким образом, исказив его. Они образуются в результате естественного старения материала. Их нейтрализация необходима в целях сохранения внешнего вида предмета, целостности его восприятия. Эта работа, как и удаление плесени, проводится в лабораторных условиях с применением химических реагентов.