839

В Старой Руссе подвели итоги фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского

В Великом Новгороде завершился XIII международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского.

Традиционно фестиваль проходит в Великом Новгороде и Cтарой Руссе Новгородской области, в мемориальном Доме-музее Ф. М. Достоевского. Не стал исключением и этот год. Из-за финансового кризиса не смогли принять участие в фестивале зарубежные театры, зато российские театральные коллективы представили очень широкую палитру современного театрального творчества, много было молодежных коллективов. Среди участников фестиваля Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского, молодежный театр «Предел» (г.Скопин, Рязанская область), молодежный художественный театр (г. Улан-Удэ), камерный драматический театр (г.Вологда), Московский Новый драматический театр, ГИТИС - мастерская О. Кудрявцева, Новый Художественный театр (г. Челябинск).

В рамках программы фестиваля прошли мастер-классы и творческие лаборатории председателя жюри фестиваля, лауреата Государственной премии России, народного артиста России Георгия Тараторкина, ведущих театральных критиков России - членов жюри фестиваля.

Лучшим спектаклем фестиваля жюри признало работу Московского нового драматического театра «Настасья Филипповна» (режиссер - Заслуженный деятель искусств России Вячеслав Долгачев), а дуэт из этого спектакля Михаил Калиничев и Андрей Курилов получил приз «За лучшую мужскую роль».

В номинации «Лучшая женская роль» приза фестиваля был удостоен дуэт: Заслуженная артистка России Ирина Джапакова и Елена Смирнова – спектакль «Классика.RU» Камерного драматического театра из Вологды.

Новый художественный театр из Челябинска получил приз «За лучшую режиссуру» - спектакль «Бесы. Сценические опыты. Часть II.», режиссер Евгений Гельфонд.

Специальный приз от Старой Руссы вручен Молодежному художественному театру, г. Улан-Удэ за спектакль «Белые ночи» (режиссер Артем Баскаков)

Специальный приз от Дома-музея Ф. М. Достоевского вручен Молодежному театру «Пределел», г. Скопин, Рязанская область за спектакль «Кроткая» (режиссер Илья Дель).

Особой наградой, врученной оргкомитетом фестиваля, стала номинация «За преданность творчеству Ф. М. Достоевского». Ее удостоился председатель жюри, народный артист России, лауреат Государственной премии Георгий Георгиевич Тараторкин. Оригинальная фигурка, представляющая собирательный образ героя произведений Достоевского (в котором угадывается и Родион Раскольников, и Николай Ставрогин, и Иван Карамазов) и врученная дипломанту на открытии фестиваля 9 ноября, изготовлена новгородским художником Вячеславом Смирновым. Напомним, что в этом году такие авторские фигуры из кованного металла получили лауреаты основных номинаций фестиваля.

На пресс -конференции своим мнением о фестивале поделилась Людмила Остропольская, заведующая литературной частью Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, театральный критик, член жюри фестиваля.

«На этом фестивале лично я встретилась с коллективами, которые хорошо помню по другим их постановкам, участию в других фестивалях. Поэтому мне очень интересно было посмотреть, что они представят на этот раз. Обращение молодёжного театра «Предел» из г. Скопин Рязанской области к «Кроткой» Ф.М. Достоевского — отдельный виток в развитии этого театра. В том, что в маленьком городе театр обращается в Достоевскому, есть важная просветительская деятельность. Ведь нынешнее поколение мало читает, всё их время занимает Интернет и телевизор. Интересен камерный драматический театр из Вологды, тоже ведущий подвижническую жизнь: у них нет своего здания, но они садятся в машину, едут и играют».

- Отличительной особенностью фестиваля в этом году является его молодёжная направленность. На ваш взгляд, это тенденция или случайность?

- Конечно, тенденция. Другое дело, что каждое поколение ищет новый художественный язык. Они, может быть, где-то заблуждаются, теряются в догадках, может быть, не находят, но ищут. Мимо общения с Достоевским русская душа не должна проходить. Ведь, может быть смысл этой загадочной русской души и прячется в недрах творчества Фёдора Михайловича, который так много рассказал о человеке, о лабиринтах его души, так откровенно, так не лицеприятно, так жёстко, но так искренне. Каждое поколение должно прикоснуться к этому. И это норма, и слава Богу, что это происходит.