1173

В Валдае открылась выставка «Песни и сказки в русской народной картинке»

В Валдайском районе в Музее уездного города открылась выставка «Песни и сказки в русской народной картинке», сообщает http://valday.com

На выставке представлены лубочные картинки с наивными сюжетами и милые фарфоровые фигурки будто раскрашивал ребёнок. Они притягивают своей ясной простотой, мягкостью линий, округлостью форм и совершенно неожиданными, сочными сочетаниями красок. В лубке воплотились одновременно народный юмор и наша история, в картинках как для взрослых, так и для детей пересказывались литературные произведения, печатались азбуки и даже священное писание. Некоторые работы в чём-то похожи на карикатуры, а другие напоминают плакаты или красивые современные книжные иллюстрации.

Русские мастера придали лубку радостный характер. Наверное, поэтому и в небогатых мещанских, купеческих домах и в крестьянских избах было модно украшать лубками стены, а в ранний период они красовались на видных местах в богатых хоромах и даже царских дворцах. Истоки повсеместной популярности — в их доступности для простых людей, в доходчивости, яркости изображения и народном юморе. Долгое время недорогие лубочные картинки у неграмотных людей были очень важным источником знаний и новостей, заменяли и книгу и песенник.

Многие иллюстрации сопровождаются шутливым или назидательным текстом, в котором старательно выписана каждая буквочка. Сегодня эти тексты наряду с картинкой представляют художественную ценность. На примере книги «Об Иване-царевиче и сером волке», представленной на выставке и выполненной в технике лубка, можно изучать принятое в то время написание букв, «почерк» жившего несколько веков назад мастера. Как эстафету из прошлого переняли лубочную манеру изображения и наши современники. Почерк мастера, его взгляд на жизнь отражены и на лубочных картинках 80-х годов прошлого века художника из Старой Руссы Н. М. Локотькова. Его работы больше похожи на лаконичные и броские агитационные плакаты с соответствующими текстами: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор».

Лубок называют народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Способ изготовления придумали в Китае в VIII веке. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Всё изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка — и приходилось начинать всё сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили чёрную краску на стеночки. Сверху осторожно клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Оставалось просушить и раскрасить красками. В XV веке технология лубка перешла из Китая в Западную Европу, а в середине XVII века — в Россию. Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками».

Лубок — настоящее явление в искусстве народа, которое всем понятно и дорого. Милые, радостные фарфоровые фигурки — как те же бумажные лубки, только отлитые в форму. Они забавны и очень пластичны, их не только хочется поставить на полку как украшение, но и взять в руки, внимательно рассмотреть, да и просто поиграть ими, как в куклы. Лубок как явление в искусстве до сих пор в разных формах живёт в сознании народа — вспомните, например, всем известный фильм «Любовь и голуби» режиссёра В. Меньшова или пьесу «Печка на колесе» Н. Семёновой.

Это ли не подтверждение ценности лубка и признание его равноправного положения с другими видами искусства? Когда-то никому и в голову не приходило, что дошедшие до наших дней простоватые картинки станут настоящим народным достоянием, признанным шедевром русской народной живописи, и будут украшать стены музеев.

Фото М. Шининой