2188

В Великом Новгороде храмы не реставрируются, а ремонтируются

В Великом Новгороде храмы не реставрируются, а ремонтируются, об этом стало известно корреспонденту ИА «Великий Новгород.ру». Церковь Дмитрия Солунского. Будучи отреставрированной два года назад, в этом году храм снова восстанавливается. В списке подготовки к грандиозному юбилею и Митрополичьи покои в Кремле. Другой памятник новгородской архитектуры - церковь Спаса на Ковалёве, излюбленное место всех новгородских свадеб. Сегодня храм постройки 14-го века находится в плачевном состоянии: ветхая кровля, разрушающаяся кладка, плохая электрика. Однако прозванная в народе «пьяная церковь» наряду с другими отдалёнными от центра храмами в программе подготовки к 1150-летию не значится. - Как я догадываюсь, там критерий был главный – далеко от города. Я говорю, да на городище же каждый иностранец поедет, Рюрик там жил, это же связь Новгорода и начала государства, связь со Скандинавией. Это же так интересно! – говорит Владимир Ядрышников, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника. Для Владимира Ядрышникова, на протяжении 30-ти лет занимающегося вопросами новгородской архитектуры, подобные несуразицы воспринимаются с болью в сердце.

Он почти уверен: сегодня процветающая на протяжении ста лет новгородская реставрационная мастерская фактически отжила свой век. На смену ей за дело взялись иногородние подрядчики. Святыни новгородской земли оказались в руках московских и питерских исполнителей. - Сейчас происходит очень сложная ломка, тревожные процессы. Очень горько мне об этом говорить и видеть то, что сейчас научная составляющая уходит из реставрации, - комментирует Ядрышников. Натурные исследования, предшествующие кропотливой реставраторской работе, сегодня свелись к минимуму. Искусствоведческие, в свою очередь, и вовсе не учитываются. Пробелы современной реставрации обнажились в преддверии юбилея. Приводить новгородские церкви в порядок начали в среднем за год до грандиозных торжеств. Специалисты, в свою очередь утверждают: чтобы провести реставрационные работы качественно, требуется в два раза больше времени. - Безусловно, любое празднование имеет всегда оборотную сторону. Это всегда большие объёмы работ и большие скорости. Скорость она, как известно, особенно в реставрации, обратно пропорциональна качеству, - прокомментировал Денис Пежемский, директор ННПЦ «Наследие».

- Памятники по два-три раза переделывают. Первый раз сделают, потом второй раз срубают штукатурку, опять переделывают. Это же древние постройки, они дышат. Там нужно применять традиционные материалы, - говорит Анатолий Дерябкин, художник-реставратор. Церковь Покровa в Кремле. В начале лета благодаря усилиям работников петербургской фирмы храм лишился более 20 % подлинной кладки. Это и неудивительно, ведь кирпичи начала XVI века словно во время обычного ремонта выбивались из стен перфоратором. - Безусловно, новые материалы привносят сюда много сумятицы. Для гидроизоляционных целей цоколь церкви Дмитрия Солунского был обмазан битумом, это основа, из которой делают асфальт. Я не знаю, я не архитектор-реставратор, но много видел реставраций и сомневаюсь, что это современное средство вполне адекватно для реставрации памятника пятнадцатого века, - раасказал Денис Пежемский.

По мнению новгородских архитекторов виноваты в сложившейся ситуации даже не приезжие фирмы, а антиширота взглядов законотворцев, принявших в 2005 году попытку сэкономить на памятниках истории.

Федеральным законом под номером 94 «О размещении заказов на поставки товаров выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» они, возможно, сами того не понимая, вбили последний гвоздь в гроб научной реставрации.

Система конкурсов между фирмами пустила штучное, ручное производство под конвейер. Неудивительно, что качество работ страдает, ведь главную цель, которую ставит министерство культуры перед исполнителями – уложиться в смету. - Заказчику выгодно сделать быстрее и дешевле. А реставрация по определению дорогое и длительное занятие. Научная реставрация – это высокое качество. А можно сделать дешевле и быстрее, и обыватель этого даже не заметит, - рассказал Владимир Ядрышников, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.

Одна из тенденций современных псевдореставраторов – замазывать памятники. Если для европейской архитектуры – это нормально, то для новгородской, отличающейся пластичностью стен и ручной кладкой, такой евроремонт – гибель.

Владимир Ядрышников, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника - Здесь бы как раз воспользоваться случаем, когда ведутся масштабные работы к юбилею города.

Они очень плохо исследованы после войны – там важно было побыстрее восстановить. Вот сейчас бы их доизучить, составить проект и дореставрировать. Но время упущено, и поэтому это лучше даже не реставрацией назвать, это лучше назвать ремонтом. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. В то время как на обветшавшую кладку, разваливающийся кирпич у министерства денег нет, средства на установку семи шурфов, с помощью которых можно узнать состояние фундамента, нашлись.

И это при том, что те самые шурфы делались здесь не так давно. Между тем, по словам специалистов, такое количество данных приспособлений способно вывести храм из равновесия. Что уж говорить о церкви Пятницы, основание которой весьма шатко. В то время пока думцы продолжают вносить изменения в созданный ими закон и пытаются, наконец, довести его до совершенства, Великий Новгород, будучи сокровищницей древнего искусства, продолжает терять уникальность.

Если в ближайшем будущем парламентарии не сумеют разглядеть важность этой проблемы, есть вероятность, что на фотографиях приезжих туристов наш древний и великий Новгород начнут путать с другими городами.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «Великий Новгород.ру».