999

В «Витославлицах» покажут глиняные свистульки со всего света

10 августа 2014 г. в 13:00 выставочных залах дома графини А.А. Орловой-Чесменской (Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы») состоится открытие выставки «Глиняные свистульки мира» (из коллекций Марианны Обоевой и Ильи Колкера (Москва) и Александра Бианки (Санкт-Петербург). Выставка открывается в рамках I межрегионального фестиваля народной игровой культуры "Игры и люди". На выставке представлено более пятисот свистулек из различных стран мира и регионов России. Многие предметы экспонируются впервые.

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия. Керамические статуэтки сопровождают людей на протяжении всей истории. Но неизвестно, когда появилась первая свистулька, древнейший глиняный свисток. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка была оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Вызывали звуком и свистом ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву.

Использование свистулек исторически связано с годовым циклом крестьянских работ, причем языческие и христианские обычаи перемешались со временем, соединились праздники и даты. Наиболее тесно связаны свистульки с весенними праздниками, Пасхой, Рождеством, а также со временем сбора урожая. Многие традиции живы по сей день в разных странах.

Звучащие игрушки, в том числе, свистульки, использовались как шумовые и духовые музыкальные инструменты, мы и сейчас можем слышать окарину среди инструментов ансамблей народной музыки. Ценили свистульку и за возможность звукоподражания — имитацию щебета птиц.

Свистульки подразделяются на несколько типов сообразно своей конструкции. Можно разделить их на несколько больших групп: это свистулька с внутренней полостью (большинство русских игрушек), фигура с прилепленным свистком и водяная свистулька. В первом случае сама игрушка формируется вокруг полости, причем, чем больше внутреннее пространство, тем ниже звук, а чем меньше — тем выше, звонче. Во втором случае высота звука не зависит от размера композиции, свисток­то сам по себе, поэтому любая игрушка с таким свистком звучит пронзительно; и, наконец, водяная свистулька (в России такие свистульки называют «соловьями» вне зависимости от сюжета, а в Европе - кукушками) дает переливчатую трель, если в нее налить воды. 

Водяные свистульки делают в разных странах и традиционная форма их, как правило, похожа – это либо кувшинчики всех мастей, либо птицы. Но современные мастера постоянно добавляют что-то новое в этот ряд.

Свистульки очень распространены в мире, однако существует множество традиций, где фигурки (при всем своем многообразии) не имеют свистка. Поэтому выставку нельзя считать полным собранием мировых промыслов керамической игрушки. Однако известны и такие случаи, когда не предназначенная для свиста фигура со временем наделялась свистком. Например, глиняные барыни и их кавалеры в некоторых русских промыслах «взяли» в руки птичку или кошку-свистульку.

Свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев раздавались на всех ярмарках — сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала покупателей. Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. Во многих промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Выставка будет работать по 20 октября 2014 г.