1074

Великий Новгород представит свою коллекцию каллиграфических шедевров

Завтра, в 11.00 в Главном здании Новгородского музея-заповедника в рамках проекта «Международная выставка каллиграфии» состоится открытие выставки «Русская каллиграфия в памятниках Новгородского музея-заповедника XI – XX вв.».

Как сообщили «Новгороду» в музее-заповеднике, обширные коллекции Новгородского музея предоставляют возможность всестороннего изучения русской письменности на всем протяжении её существования. Но в состав выставки «Русская каллиграфия в памятниках Новгородского музея-заповедника XI – XX вв.» включены берестяные грамоты, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, документы и книги, рассматриваемые, прежде всего как памятники искусства красивого почерка.

Для экспозиции подобраны образцы кириллических рукописных шрифтов или их повторения в других техниках. Примеры уставного письма и полуустава, различные виды скорописи, вязи, печатного почерка, образцы крюковой нотации, пятилинейного квадратного нотного письма выполнены писалом, чернилами, киноварью, темперой, золотом – на бересте, пергамене, бумаге, дереве.

Древнейшие сохранившиеся памятники кириллической письменности были написаны уставным письмом. Уникальными образцами новгородского уставного письма являются восковые страницы Новгородской псалтыри первой четверти XI в., фрагменты пергаменной Минеи конца XI в. Отличающийся архитектурным характером линий, медленный и торжественный, устав существовал почти до XVII в. и использовался преимущественно в рукописях богослужебного характера.

Повседневные бытовые записи на бересте чаще всего не отличаются красотой. Однако, берестяные грамоты №№ 906, 913, датируемые третьей четвертью XI в., написаны безупречным каллиграфическим почерком с той же тщательностью и эстетизмом, как и церковные книги. Берестяные грамоты №№ 664 и 710 написаны от имени разных лиц одним почерком, что фиксирует существование института профессионального писца в Новгороде в 50-70-е гг. XII в.

В конце XIV в. в русскую письменность приходит полуустав, соединивший в себе принципы удобства письма и четкости. Примером полуустава может служить Евангелие толковое Феофилакта Болгарского из Мало-Кириллова монастыря, переписанное в первой половине XV в. писцом Потапишкой.

Прекрасным образцом книги, художественный облик которой складывается из графики букв, заставок, инициалов, выполненных чернилами, темперой, золотом, является Устав малый со Святцами, из Новгородской губернии, конца XIX в. Выставка будет работать до 30 октября 2010 года.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: «Газета Новгород».