619

«Венецианские ритмы» в Новгородском кремле

В южной части Новгородского кремля разместились необычные «объекты» - необычные по виду, довольно большие по размеру, (некоторые высотой до 3 метров). Прямо под открытым небом близ церкви Андрея Стратилата разместились бронзовые скульптуры итальянского мастера Джанмария Потенца. Совсем недавно они были частью выставки «Венецианские ритмы», которая проходила в Музее современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург). Выставка проходила в рамках года Италии в России. Теперь с творчеством итальянского скульптора смогут познакомиться новгородцы. Часть экспонатов выставки (семь скульптурных композиций) разместилась в кремле.

Потенца — венецианец, последователь знаменитого соотечественника - скульптора Канова, но в мире Потенца не существует ни человеческих фигур, ни белоснежного каррарского мрамора, там есть бронза - глянцевая или матовая. Творчество Кановы было направлено на исследование гармонии формы и превосходную обработку материала, у Потенца, бронзовая скульптура представлена в чистом виде, её шлифовка, гравировка доведены до того же совершенства, что и обработка мрамора в скульптурах Канова. Скульптуры Потенца — это объекты, в которых мы неизменно улавливаем принципы классицизма, несмотря на поиск новизны, оживлявший творческий процесс 70-х, а теперь превратившийся в обязательную характеристику авангарда. Результатом является то, что работы Потенца представляют красоту идеальную и вечную, в отсутствии психологического изыска, уравновешенные и устойчивые даже если их поверхности изрезаны, что является их особенностью, либо когда они вращаются вокруг своей оси. Предметом изображения могут стать, как величественные стеллы, и башни — сегодняшнее развитие мегалитических скульптур или менир, так и маленькие произведения природы и её сюжеты т.к. в природе скульптор черпает вдохновение — фрукты, семена, звёзды, частые персонажи его произведений, которые сливаются в геометрические формами с византийским влиянием, или животные в ветхозаветном "Ковчеге".

Биография скульптора

Джанмария Потенца родился в Венеции 9 декабря 1936 года. В 1956 году окончил

Венецианский государственный институт искусств, учился у Джорджо Вентер Марини, в 1968 году открыл стекольную мастерскую «Ла Муррина». В собственной студии Потенца работает в техниках сграфитто, росписи по дереву и бархату, керамики, лака, гравировки по стеклу, металлу и бетону, деревянной и бронзовой скульптуры, витража и мозаики.

Среди многочисленных достижений Джанмария Потенца — участие в Венецианской

биеннале 1954 года, где он был выдвинут в качестве лучшего студента Государственного института искусств, экспонирование работ на Венецианской биеннале 1986 года, многочисленные персональные выставки как в галереях, так в знаменитых архитектурных пространствах Италии, передвижная персональная выставка в Торонто — Монреале — Нью-Йорке (Канада, США,1996 год), выставка в Музее турецкого и исламского искусства (Стамбул, Турция,1994 год), выставка в Музее современного искусства Гонконга (Китай, 2000—2001 года). Так же Джанмария Потенца реализовал множество проектов по отделке интерьеров океанских лайнеров, создал скульптуры для улиц и площадей Венеции и

открыл фонтан на площади Каваллино Трепорти.

Официальное открытие выставки работ Джанмария Потенца в Кремле состоится в начале августа, о чем будет сообщено дополнительно.