1558

Вице-губернатор Алексей Костюков: Власть должна быть открытой и понятной людям

Заместитель главы администрации Новгородской области Алексей Костюков. Иллюстрация: 53news.ru

Заместитель главы администрации Новгородской области Алексей Костюков в интервью ИА REGNUM рассказал о кадровом потенциале региона и формировании правительства: регионального и электронного.

ИА REGNUM: Алексей Викторович, тема создания правительства Новгородской области широко обсуждается в общественности и СМИ. Что этот даст региону?

Правительство Новгородской области будет являться коллегиальным органом - это принципиальное его отличие и главное преимущество, в отличие от администрации области, руководство которой осуществляется на принципах единоначалия - примерно с 1991 года, когда единоначалие было необходимо ввиду сложности проводимых преобразований. Можно сказать, что с тех пор у нас был переходный этап, и сейчас мы возвращаемся к коллегиальным формам работы, которые на протяжении десятилетий были свойственны нашей стране и показали свою эффективность. На данный момент правительства функционируют в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации - в 68 из 83, а в Северо-Западном федеральном округе администрация осталась только в Ненецком автономном округе, Новгородской и Псковской областях. Правительство как форма высшего органа исполнительной власти изменит механизм принятия решений: если сейчас при подготовке документов проводятся, как принято называть, внутриаппаратные совещания и обсуждения, то в правительстве решение будет приниматься коллегиально, при этом аппаратная работа выносится на суд общественности и СМИ - деятельность правительства предполагает широкую публичность. Важно также, что в правительстве все равны, и у всех заинтересованных лиц есть возможность высказаться. Иными словами, это - дополнительный этап коллективной и публичной экспертизы документов, что соответствует современным тенденциям по развитию открытости и доступности власти.

ИА REGNUM: Губернатор Новгородской области Сергей Митин поддерживает эту инициативу?

Вообще, все годы его работы на посту губернатора говорят о том, что Сергей Герасимович как политик склонен к коллективному обсуждению ключевых для региона вопросов: так, при губернаторе существует консультативный совет, есть экспертные советы по культуре, строительству и другим вопросам. Идею создания правительства глава региона поддержал, но, учитывая, что это серьёзная новелла для нашего региона, и есть разные суждения на этот счёт, мы предложили обсудить законопроект о правительстве на консультативном совете при губернаторе. Ожидается, что такую общественную экспертизу законопроект пройдёт уже в декабре, после чего, если идея советом будет поддержана, он будет вынесен на рассмотрение депутатов Новгородской областной думы. В таком случае уже в январе 2013 года решение о создании правительства будет утверждено, а работать правительство начнет в мае 2013 года. Мы не спешим, мы стремимся принять взвешенное и проработанное решение.

ИА REGNUM: Кто возглавит правительство Новгородской области и каким будет его состав?

По нашему проекту закона, председателем правительства является губернатор. Отдельного поста председателя правительства на данный момент не предполагается. Это не значит, что его не может быть, просто сейчас мы считаем, что в нашей небольшой области нет смысла разделять эти посты. Никаких новых людей, которые просто будут членами правительства, не предусматривается. В состав правительства войдут губернатор как председатель правительства, в качестве членов правительства - заместители губернатора и руководители департаментов - в них будут реорганизованы ряд комитетов и управлений администрации. Таких департаментов будет 10-12: это наиболее крупные бюджетные отрасли; органы, которые осуществляют серьезную межотраслевую работу - такие как, например, комитет финансов, а также те структуры, которые занимаются лицензированием, разрешительной деятельностью и т. д. Таким образом, в состав правительства войдут до 25 человек. Остальные органы исполнительной власти будут работать в прежнем организационно-правовом статусе.

ИА REGNUM: Новгородских министров не появится?

Нет, не планируется. Вместо "министров" у нас будут "руководители департаментов". По нашим расчетам, правительство будет заседать минимум два раза в месяц. И это позволит систематизировать работу исполнительных органов власти.

ИА REGNUM: Параллельно в Новгородской области формируется так называемое "Открытое правительство", в частности, создается новый экспертный совет при губернаторе. Что это за структура?

Говорить о том, что "Открытое правительство" это что-то совершенно новое - нельзя. Ныне действующие консультативные органы при губернаторе - это фактически экспертный совет, его прообраз. Именно на них обсуждались серьезные общественно-политические ситуации и социально-экономические проблемы. Главная задача нового экспертного совета - давать оценку и инициативам власти, и общественности. Более чётко прописаны полномочия и его роль в обсуждении. Это будет совещательный орган, его решения будут носить рекомендательный характер.

ИА REGNUM: То есть в экспертный совет войдут и те, кто сейчас входят в консультативный совет при губернаторе?

Естественно, ведь в составе совета сейчас - специалисты высокого уровня, признанные общественные деятели. Единственное отличие: в новом совете не будет чиновников. В его состав войдет 60 представителей экспертных сообществ, научных, образовательных, общественных и иных организаций. Одна половина совета будет сформирована губернатором, вторая будет определена через интернет-голосование. Конечно, все члены совета должны быть профессионалами в своих сферах деятельности - здесь уже будет не просто дискуссия, а экспертная оценка. Планируется, что уже в ближайшее время глава региона сформулирует предложения по составу первой части совета, в первом квартале следующего года формирование экспертного совета предполагается завершить.

ИА REGNUM: А что происходит с Общественной палатой Новгородской области и какова будет её роль?

Действующий принцип формирования нашей Общественной палаты - заявительный, когда любая общественная организация может выдвинуть в палату своего представителя - привёл к абсолютной недееспособности Общественной палаты Новгородской области, и это очень плохо для региона. Мы видим, что и на федеральном уровне, и в других регионах Общественные палаты стали очень действенным механизмом в решении проблем общества и конкретного человека, стали не инструментом критиканства, пустых дебатов и выражения личных амбиций, а очень серьезным авторитетным институтом. Наша Общественная палата, к сожалению, проигрывает качественно, а многие её члены, при всём уважении, представляют самих себя, а не реальные общественные организации. Согласно законодательству, общественную организацию у нас фактически могут создать 3 человека, общественных организаций в области почти тысяча, и если продолжать эту логическую цепочку, заявительный принцип формирования может сделать Общественную палату области безразмерной. Конструктивного решения и даже обсуждения важных проблем области таким образом осуществить невозможно. То есть в самом принципе формирования нашей палаты заложен механизм ее недееспособности, поэтому она нуждается в реформировании. Считаю, что за основу надо взять одну из моделей, которую предлагает федеральный уровень - Общественную палату РФ, и которая подразумевает выборные процедуры. Это не значит, что Общественная палата должна подминаться под власть! Она тем и хороша, что может высказывать отличную от власти точку зрения. Но вес палате придадут только те ее члены, которые представляют интересы реальных социальных групп. Нам нужен новый закон "Об Общественной палате Новгородской области". Думаю, что вопрос её формирования достоин стать одним из первых, который можно вынести на коллегиальное обсуждение и экспертного совета, и создаваемого правительства.

ИА REGNUM: Все эти идеи, включая создание правительства, насколько своевременны?

В развитии Новгородской области наступил новый этап - он связан с тем, что все уровни ветвей власти у нас являются избираемыми снизу доверху, а губернатор получил мандат непосредственно от жителей в ходе прямых выборов. Всё это позволяет нам целый ряд тех идей, которые мы вынашивали внутри команды администрации области, начать более активно предлагать обществу именно сейчас.

ИА REGNUM: А хватит ли на всех общественников - и на новый экспертный совет, и в Общественную палату?

Боюсь, что, действительно, ряд из них войдет в оба органа сразу. Ведь, говоря откровенно, мы уже сейчас сталкиваемся с реальной проблемой: людей в области не хватает - не то что высококвалифицированных специалистов, а просто людей, жителей, в связи с чем у нас очень ограничен кадровый потенциал.

ИА REGNUM: Формирует ли региональная администрация кадровый резерв?

Резерв управленческих кадров у нас есть, это 111 человек, из них 33 получили новые назначения - то есть либо выдвигались на выборные должности и победили в выборах, либо назначались в органы государственной власти и местного самоуправления. В резерве у нас есть и представители общественных организаций, и бизнеса, и политики. Не все имеют полное представление о госслужбе, поэтому работа с резервом у нас предусматривает в том числе переподготовку и повышение квалификации "резервистов". Мы предлагаем этих людей на районный, поселенческий уровень - в те территории, где кадровый состав администраций, на наш взгляд, нуждается в усилении.

ИА REGNUM: Происходит ротация?

Да. На комиссиях по формированию резерва мы всегда спрашиваем, согласен ли, например, житель Великого Новгорода поехать работать в район. Многие соглашаются. Так, первым заместителем главы администрации Парфинского района (а сейчас исполняет обязанности главы) назначен новгородец Николай Хатунцев, который был в кадровом резерве, а потом работал в администрации Шимского района.

ИА REGNUM: То есть кадры местные, свои? Можно ли говорить о том, что Новгородская область изжила так называемый "варяжский фактор"?

"Варяжского фактора" никогда и не существовало! Ко времени назначения Сергея Митина губернатором в 2007 году у нас было более тысячи должностей государственной гражданской службы, а приглашенных специалистов не из числа новгородцев - единицы, максимум - с десяток человек одновременно работало, то есть всего 1%!

ИА REGNUM: Но это руководители высшего уровня. Наверное, поэтому эти назначения были на слуху...

Основной костяк элиты Новгородской области до Митина тоже составляли не уроженцы нашего региона - бывшие мэры Великого Новгорода и Александр Корсунов, и Николай Гражданкин - не являлись коренными новгородцами, они были в своё время направлены сюда по распределению. К слову, из числа приезжих у нас работают очень неплохие кадры. Так что прямолинейное деление на "своих" и "чужих", мне кажется, из разряда политической конъюнктуры. Сейчас, например, системы распределения нет - на пользу это или нет? Не факт, что на пользу. Свежий взгляд и новые лица нужны. Есть и второй вариант: привлекать людей на госслужбу не из других регионов, а из бизнеса, политики, общественных организаций. Такие люди к нам тоже приходят - это и лидер "Патриотов России" Николай Захаров, возглавивший региональное управление Гостехнадзора, и Алексей Афанасьев из "Справедливой России", назначенный на должность заместителя губернатора.

ИА REGNUM: Насколько остро в целом стоит кадровая проблема в регионе?

У нас, например, серьезная проблема с учителями физики и математики. Новгородский государственный университет уже несколько лет не может набрать на обучение студентов по этим специальностям, потому что они не пользуются спросом у абитуриентов. Дефицит кадров только за счёт внутренних ресурсов области мы закрыть сейчас не сможем, поэтому целый ряд районов ищет учителей среди своих бывших земляков, которые когда-то уехали за пределы Новгородской области, а также среди специалистов из других стран СНГ... Речь идёт не просто о привлечении в регион мигрантов, а о целевом поиске квалифицированных кадров. Так, например, в Любытинском районе присмотрели учителя математики из Казахстана, но его привлечь не удалось, к сожалению. Квалифицированные кадры - это сейчас реальный рынок, и конкуренция на нём очень существенная.

ИА REGNUM: А в госслужбе? Что значит быть чиновником в Новгородской области?

Основная масса чиновников - это специалисты с уровнем заработной платы от 20 до 25 тысяч рублей, удивить этим сейчас достаточно сложно. Мы сокращаем численность госаппарата, и только за последние три года количество гражданских служащих у нас уменьшилось на 20%, но за это же время область получила более 100 новых государственных полномочий, то есть при сокращении численности нагрузка на людей возросла. Сравните: при нагрузке в 26 часов новгородский учитель в среднем зарабатывает 22 тысячи рублей, а госслужащий, работающий в комитете образования 40-часовую рабочую неделю - 20-25 тысяч рублей, то есть зарплаты соотносимые. В школу возвращаются те, кто из неё уходили, а директора школ уже сейчас получают больше, чем главы поселений.

ИА REGNUM: Планируется ли в таком случае индексация зарплат чиновников в будущем году?

Пока в бюджете на 2013 год заложена незначительная индексация - на 5,5% в октябре. Связано это с тем, что в следующем году будут направлены очень значительные ресурсы на повышение зарплат в бюджетной отрасли. Это и поддержание высокого уровня зарплат врачей и учителей, это и резкое повышение - без малого на 70% (с 12 до 20 тысяч рублей) - зарплат педагогических работников дошкольных учреждений, поэтапное повышение зарплаты работникам культуры, других бюджетных отраслей. Проблема оплаты труда в дошкольных учреждениях - это очень большая беда. Ведь детские сады в России - не просто место пребывания ребёнка, а система воспитания детей, что особенно важно для ребёнка в возрасте 3-7 лет.

ИА REGNUM: Средства на эти цели должен изыскать областной бюджет?

Основные средства мы должны найти у себя, будет и федеральное софинансирование. Распоряжением правительства РФ утвержден график повышения зарплат бюджетникам по всем отраслям, и эти затраты оцениваются для области в сумму около 1,2 млрд рублей на 2013 год. Естественно, вопрос о повышении оплаты труда чиновников на этом фоне звучит непопулярно, но мы должны серьёзно пересмотреть систему оплаты труда в органах власти. Если мы говорим о необходимости повышения качества государственных и муниципальных услуг, давайте будем говорить и о том, что качественную услугу может оказать только хорошо оплачиваемый профессионал. Сейчас даже зарплата председателя комитета сопоставима с зарплатой директора медицинского или образовательного учреждения, а никаких особых дополнительных социальных благ нет. Это мифы предыдущей эпохи - когда у чиновников были специальные дома отдыха, системы снабжения продуктами, свои закрытые столовые... В советское время это, действительно, была каста. Сейчас такого нет - в Новгородской области точно.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».