1443

Восстановлены фрагменты живописи ц.Михаила Архангела Сковородского монастыря XIV века

На сегодняшний день собраны фрагменты композиции «Воскрешение Лазаря» и часть орнамента с западной стены храма. Работы, проведенные художниками-реставраторами научно-реставрационной мастерской «Фреска», иначе как уникальными назвать нельзя. Во время Великой Отечественной войны памятник был полностью разрушен. Так что, сначала реставраторам пришлось разгребать завалы из кирпича, извлекая на свет фрагменты живописной штукатурки. К работе по разборке завала церкви Михаила Архангела специалисты НРМ «Фреска» приступили в конце августе 2009 года. Всего было извлечено около 6000 фрагментов.

Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году. Остатки каменного храма Михаила Архангела в Сковородском монастыре находятся за Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы. Древнерусские монастыри назывались по посвящению главного храма — собора, а прозвание имеют по местоположению или по имени основателя. В данном случае следует предполагать, что название монастыря произошло от конфигурации местности похожей на сковороду.

По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Этот прием станет обязательным в постройках второй половины XIV-XV веков. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга.

На сегодняшний день довоенных фотографий фресок храма сохранилось очень мало. Но известно, что по своему стилю сковородские фрески сильно отличались от фресок «феофановской школы». В этом особенно легко убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненных с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Михайловкие фрески отличает изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тона.

Сейчас раскоп у церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря законсервирован до следующего сезона. Но, как надеются специалисты, на свет будет извлечено ещё не мало фрагментов уникальной живописи, часть из которой удастся восстановить.

Это уже не первый опыт восстановления казалось бы навсегда потерянной живописи новгородскими реставраторами.

В 1993-2001 годах новгородские реставраторы под руководством директора НРМ «Фреска» Тамары Анисимовой разобрали завал с фрагментами живописи XIV века в церкви Успения на Волотовом поле, также разрушенной в годы Великой Отечественной войны. По окончанию раскопок количество извлечённых фрагментов составило порядка 1,5 миллиона. Воссоздание памятника архитектуры началось в 2001 году, когда между Минкультуры России и Германии было подписано соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви на Волотовом поле и реставрации уникальной средневековой монументальной живописи. После восстановления храма часть живописных композиций была возвращена на стены церкви.