Врач-онколог Майя Санникова: «Нужно лечить не болезнь, а больного»
В 2024 году врач-онколог, хирург ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» Майя Санникова стала лауреатом экспертной премии «Врач с большой буквы», учрежденной страховой компанией «АльфаСтрахование — ОМС». Награду присуждают медспециалистам по итогам независимого аудита качества медпомощи. А в этом году она как победитель прошла индивидуальную программу повышения квалификации и обмена опытом в Москве, в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Подробнее — в интервью.

«Хочу быть человеком в белом халате, помогать людям»
В детстве я довольно быстро определилась с будущей профессией. В восьмом классе мне попалась трилогия Юрия Германа, по второй части которой снят знаменитый фильм «Дорогой мой человек». Главный герой, которого играет актер Алексей Баталов — врач-хирург. И меня тогда осенило — и я хочу быть человеком в белом халате, помогать людям. И с тех пор я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.
Когда я поступала в Челябинскую государственную медакадемию (сейчас это Южно-Уральский государственный медицинский университет, — прим. ред.), меня спрашивали, кем я хочу быть. Я отвечала: «Только не акушером-гинекологом». Тогда я хотела быть гематологом или онкогематологом. А на четвертом курсе у нас начался цикл акушерства и гинекологии, преподаватель была очень яркая, и мы все захотели стать акушерами-гинекологами. Но в результате из 12 человек в эту профессию пошла только я.
Потом я поступила в ординатуру в московский НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова и поняла, что хочу оперировать. После защиты кандидатской диссертации мне предложили там работу в качестве онкогинеколога, то есть я получила вторую специальность. А через некоторое время я уехала работать в Великий Новгород в онкологический диспансер.
Опыт работы в разных лечебных учреждениях — в родильных домах на периферии, в федеральном центре, одном из лучших в России, в региональном онкологическом диспансере — дал мне определенный взгляд на нашу профессию, который я всегда пытаюсь донести до молодежи: у нас очень большая страна, люди часто живут далеко от медицинской помощи, и мы должны вкладывать в выздоровление наших пациентов максимум своего участия и сострадания. Чтобы не потерять себя как врача, нужно всегда об этом помнить.
«Делайте все что угодно, но мне нужно жить»
Вспоминается история, которую я услышала в новгородском онкодиспансере. В онкогинекологии есть заболевание лейомиосаркома матки (редкое и агрессивное злокачественное образование, возникающее из гладкомышечных клеток стенок матки, — прим. ред.). Это одна из наиболее злокачественных опухолей — она плохо лечится, ее сложно диагностировать.
Мне рассказали о пациентке, которая с таким страшным диагнозом прожила 15 лет, хотя большинство больных умирают в течение пяти лет. У нее был несовершеннолетний сын, и она очень боялась, что он останется один, поэтому просила врачей: «Делайте все что угодно, но мне нужно жить. Я должна довести сына до совершеннолетия, а лучше до окончания института». И ее настрой, и помощь всего онкологического диспансера повлияли на ее состояние — лечение ей помогало, хотя были рецидивы. В итоге, она не только вырастила сына, но даже внуков дождалась.
«На все наши вопросы мы получили предельно информативные ответы»
У нас в отделении, в том числе, и благодаря мне, внедрены расширенные лапароскопические операции и разные модификации пластической хирургии. Наверное, то, что я неплохой хирург, позволило мне стать лауреатом экспертной премии «Врач с большой буквы». И, конечно, тщательное выполнение требований Минздрава по обследованию и лечению больных и оформлению историй болезни.
Очень приятно, что премия дала возможность попасть на обучение в ведущий коллектив страны и пообщаться с коллегами из других регионов. Мне бы хотелось подчеркнуть, насколько был открыт НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина, это не очень характерно для таких учреждений — нас приглашали на все пятиминутки, где обсуждались непростые и непонятные случаи, даже ошибки в ведении больных — обычно стажеров на такие обсуждения не пускают, а нас призывали посетить консилиум, где тоже обсуждаются самые сложные случаи.
Коллектив института был очень доброжелателен, на все наши вопросы мы получили предельно информативные ответы. Коллеги учли все наши пожелания — они старались нам продемонстрировать и прокомментировать варианты операций и лечения, которые у нас еще не используются. Мы обменялись телефонами с докторами и профессорами.
Я уже донесла до своих коллег полученные знания и, более того, попросила главного врача, если у него будет возможность, отправить на стажировку в это лечебное учреждение еще кого-то.
Конечно, я бы хотела стать лауреатом премии еще раз — буду стараться продолжать работать эффективно. Если премия опять будет подразумевать какую-то стажировку, я с удовольствием поеду. И поскольку мы выполняем пластические операции на женских половых органах, нашему коллективу было бы очень полезно получить именно такой вариант стажировки, несмотря на то что мы онкологи, а не пластические хирурги.

