1740

Все языки равны перед Богом и всякая речь достойна

Трудно переоценить роль, которую сыграли 1000 с лишним лет назад в русской истории два болгарских инока, два монаха из греческой Солуни, два брата Кирилл и Мефодий.  По сути, с их душевного подвига началась Россия как феномен мировой цивилизации. Солунские братья дали древней Руси алфавит и тем самым подарили языческим племенам письменность, после которой началось стремительная кристаллизация русского этноса вокруг двух центров силы Новгорода и Киева.

Посаженная на буквы речь, стала родом дрожжей, из которых буквально за сто лет из лесного небытия, как из тьмы, возникло государство, каковое уже изумленные варяги назвали «;Гардарика» - страна городов.

Что было до прихода славянской азбуки в исполинском славянском лесу? Существовала масса языческих славянских племен, которые жили в основном по берегам рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Мтыри, Случи, Буга, Днестра, Суллы, Десны и Оки с их притоками.

Обратим внимание на эту тягу к воде. Уже сам вид этой кровеносной системы общения по речным капиллярам выдавал тайную жажду племен общаться. Да, славяне говорили на одном языке, но никаких признаков государственности не имели. Управлялись царьками и волхвами. Поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, птицам, камням и, конечно, лесу. Местами силы были капища вокруг идолов. Но и в этой звериности уже брезжила тяга к форме, восточные славяне особенно верили в тайное могущество слова. До нас дошло огромное количество заговоров, которыми они усмиряли природу. Русский язык - это один из восточнославянских языков, входящих в группу славянских языков, составляющих балто-славянскую ветвь общей индоевропейской семьи.

Его самостоятельность фиксируется лингвистами примерно в VI веке нашей эры, когда он стал отделяться от общего предка вместе с белорусским и украинским прото-языками.

Это был, по сути, решающий момент для рождения национальности. Тут придется сказать об исключительной агрессивности русского этноса в той точке кипения: дикие царьки стали собираться в шайки, а шайки в дружины, которые устремились из леса на своих речных лодках прямиком в Черное море, и атаковали самое могучее государство того времени Восточно-Римскую империю.

Варвары попытались ни много, ни мало захватить столицу империи Константинополь! Парадоксальным образом из этой пассионарной идеи захвата и родилась тоска по государственному единству, - по общности не на словах, а на деле.

И главным трофеем тех лет стала очарованность дикарей христианством. Первый раз русские дружины крестились в первой половине IX века, причем сразу после военного поражения, когда во время похода на Византию, шторм разметал всю речную флотилию варваров.

Вот, пожалуй, главная энергетическая точка рождения древней Руси - ответом на «;разметание» стала идея «;сметания» всех разрозненных сил в общий град силы, причем, парадокс - формой ответа на разгром стало решение принять веру победителей, византийцев.

Слух о том, что славяне частью уже приняли христианство, частью готовы креститься, стали радостной вестью для греческого монашества. То есть решение солунских братьев, (знавших язык наших предков) положить живую речь на алфавит, выдумать буквы каждому звуку, вслушаться в формы устного общения славян, придать хаосу первые признаки связности было в известном смысле вынужденным ответом на глас вопиющий из леса.

В нашем сжатом рассказе невозможно охватить все сложности затронутой темы, например, существование примитивной славянской письменности и других языковых аспектов.

Итак, сочинив в кельях азбуку, братья стали примерять славянский алфавит к Библии, к Евангелию, к богослужебным книгам. Вот несколько шагов этого подвига: братья перевели с греческого на славянский  послания апостолов Петра и Павла из Евангелия, сделали из Евангелия краткий популярный синопсис избранных чтений, перевели несколько богослужебных книг... короче они приготовились к долгим мессианским походам в царство язычников, но походов практически не потребовалось! Славянский лес принял письменность как великий дар с исключительной скоростью, вместе с христианством и государственностью.

Кристаллизация язычества вокруг письма и веры,  произошла за сто с небольшим лет, - миг по историческим меркам. Если в IX веке мы видим только Киев и Новгород, замечаем одну- две исторических фигуры, например, святого Владимира, то уже X-XI веке счет городам перевалил за пятьдесят, деревянные храмы появились в десятках мест, (в Киеве каменный), а в монастырях возникли энергичные центры грамотности,  и в первых летописях Русь уже смогла оглядеть себя со стороны и осознать факт исторического рождения на свет.

В создании русской азбуки есть еще один важный аспект. До феномена солунских братьев в христианской среде существовало устойчивое мнение, что для богослужения и написания церковных книг достойны только три языка: древнееврейский, греческий и латынь.

Кирилл и Мефодий возражали тогдашней догме, и считали, что все языки равны перед Богом и всякая речь достойна  нести апостольский дух. Одним словом, русский письменный был создан болгарскими братьями как полемический выпад против византийских авторитетов. По высшему счБту, наш язык и стал той потопленной бурей эскадрой, которая всплыла с морского дна к солнцу. Еще при жизни имена солунских братьев были окружены ореолом. В День славянской письменности  их чествуют как святых. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».