2080

Второе рождение

Пережив пожар во время реставрации, в Новгород вернулся портрет Екатерины II«Конный портрет Екатерины II в мундире лейб-гусарского эскадрона» мастера Николая Сверчкова на днях был презентован зрителям в Музее изобразительных искусств в Новгороде. Картина, до этого хранившаяся в фондах Новгородского музея-заповедника, для всеобщего обозрения была представлена впервые. Повод — возвращение полотна из Всероссийского художественно-научного реставрационного центра (ВХНРЦ) имени И.Э. Грабаря, где оно несколько лет находилось на реставрации.

Картина размером 2,27х1,51 м — пример парадного портрета. Как правило, подобные полотна заказывали для императорских дворцов.

«Конный портрет Екатерины II» был написан в 1898 году, ставшем последним годом жизни для живописца Сверчкова. Примечательно, что мастер известен в первую очередь как анималист. Умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с участием лошадей помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов — крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых животных. Ирония судьбы такова, что, по словам специалистов, на конном портрете императрицы лошадь написана лучше, чем российская самодержица.

— На момент реставрации на картине были небольшие старые осыпи грунтокрасочного слоя, — говорит Татьяна БОДИНА, заведующая реставрационной мастерской масляной живописи Новгородского музея-заповедника. — Да и сам холст был «перегоревшим»: потерял прочность и эластичность. Работа нуждалась в дублировании.

Впрочем, после реставрации картина могла и вовсе не вернуться в Новгород. Летом 2010 года в здании ВХНРЦ произошёл большой пожар, жертвами которого стали двое пожарных. Погиб и ряд уникальных экспонатов. В частности, не подлежали восстановлению туркменский ковёр, незадолго до трагедии отреставрированный в центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского.

— Дело в том, что очаг возгорания находился на чердаке, а мастерская масляной живописи располагалась на последнем этаже центра, — говорит Бодина. — Пожар тушили водой, поэтому многие экспонаты очень сильно намокли. «Конный портрет Екатерины II» пострадал несильно: произошло увлажнение холста. Но благодаря правильной технологии просушки потерь на полотне не произошло.

Газета "Новгородские ведомости" от 02 апреля 2013 г.