1570

Выставка графики Юрия Люкшина «Слово о полку Игореве»

29 апреля в 16 часов в выставочном зале Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2) открывается выставка заслуженного художника России Юрия Люкшина «Слово о полку Игореве».

На выставке представлено около пятидесяти станковых произведений из цикла «Слово о полку Игореве», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Увлеченный русской религиозной философией и идеями православия, мастер создал свой оригинальный стиль, вобравший традиции иконописи, народной картинки и лубка, получивший отражение в циклах станковых произведений на темы: «Святой преподобный Сергий Радонежский», «Дневник паломника», «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» А. С. Пушкина.

Первые экслибрисы Люкшина к «Слову» появились в 1993 году. А в 1999 году художник начал работать над циклом станковых акварелей. Сегодня цикл насчитывает более 120 произведений. Он удостоен медали Российской Академии Художеств и экспонировался в крупнейших музеях России. Более пятнадцати лет отдал Люкшин созданию иллюстраций к уникальной книге «Слово о полку Игореве» издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга» Петра Суспицына. Первый экземпляр книги принадлежит коллекции Государственного Эрмитажа и был экспонирован в залах музея на выставке «Книга как искусство» в 2012 году.

Более всего Люкшина в гениальной поэме XII века волнует любовь автора к своей родине, при том, что тот не идеализирует происходящего. При всей красоте и лиризме «Слово» глубоко трагично. Неведомый автор XII века скорбит о распрях между князьями, осуждает самовольство Игоря, погубившего из-за гордыни свое войско, рыдает, вслед за Ярославной, над разорением русских городов. Предчувствуя ту страшную беду, которая уже надвигается на Русь с востока (татаро-монгольское нашествие уже так исторически близко), автор призывает к единению, к братству, к великому подвигу во имя родины.

И все же «Слово» заканчивается ликующим гимном – князь Игорь возвращается из половецкого плена на родину и едет в церковь. Продолжая авторскую мысль, впервые в истории иллюстрирования поэмы, Ю. Люкшин создал «Покаяние князя Игоря в Церкви Богородицы Пирогощей». Воин замер в немом поклоне перед святым образом. Его почти иконописный лик, скрещенные на груди руки, возженная свеча, все молит о прощении и обретении душевного покоя, которого не знала ранее грешная и метущаяся душа князя. Сбудется ли его молитва, нам неведомо. Но Люкшину, вслед за автором поэмы, так необходимо верить в лучшее – в великую силу очищающего покаяния. Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые, народ сумел сохранить и достоинство, и доброту.

- Проблематика «Слова о полку Игореве» настолько сложна и многопланова, что кажется невозможным оторваться, насытиться этим небольшим по объему текстом. Привлекает и блестящий литературный язык, и богатство, образов и глубина философии поэмы, - отмечает Ю. Люкшин.

Автор поэмы обращал свой призыв к русичам XII века. Но пафос «Слова» не утратил своего значения и сегодня. «Патриотизм, – по словам Д.С. Лихачева – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели».

ДЛЯ СПРАВКИ

Юрий Константинович Люкшин родился в 1949 году в Ленинграде. Окончил художественное училище им. В.А. Серова. Член Союза художников России. Член Международной ассоциации искусствоведов (АИС). Заслуженный художник России. Почетный академик Российской академии художеств. Участник более трехсот выставок в России и за рубежом, в том числе семидесяти персональных.

График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог, организатор выставок и конкурсов детского рисунка, автор благотворительной детской программы «Краски добра». Создал более пятисот экслибрисов. Работает в техниках: масла, акварели, пастели, гуаши, офорта, акватинты, литографии.

Работы художника представлены во многих музейных собраниях, в том числе: в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российской Национальной библиотеке, Российской Государственной библиотеке, Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Библиотеке Ватикана, Метрополитен музее (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кельн).

Неповторимый стиль, высочайшее мастерство, филигранная техника принесли художнику широкое признание в России и за рубежом. Сегодня Юрий Люкшин стоит в ряду признанных классиков современной петербургской графической школы.