1775

Выставка керамики Веры Коневой «Моя древняя Русь»

7 июня в 17-00 в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки (Кремль, 4) откроется выставка керамики новгородского мастера Веры Павловны Коневой «Моя древняя Русь». На выставке можно будет увидеть скульптуру малых форм на темы славянского фольклора и мифологии, а также предметы домашнего обихода – вазы, подсвечники, посуду и другие экспонаты.

Выставка будет работать по 20 сентября.

Справки: 77-36-59, отдел литературы по искусству.

Конева Вера Павловна

Уроженка Великого Новгорода Вера Конева – уникальный мастер современного русского керамического искусства.

Вера Павловна родилась и выросла на Дворцовой улице Великого Новгорода. Училась в школе № 4 (ныне гимназия №1).

Именно оттуда, из школы, интерес к истории вообще и древнерусской, новгородской в частности. «У нас была замечательная учительница истории, влюбленная в предмет, особенно историю Древней Руси до 14 века, и эту любовь передавала нам», - поясняет В.П. Конева.

Изучая позднее историю, археологию, роясь в архивах, библиотеках и культурных слоях археологических раскопов, штудируя труды славяноведов и этнографов, Вера Конева изумлялась: как мало мы, оказывается, знаем дохристианскую Русь. Художник-керамист убеждена: в мифологических образах и сюжетах закодированы события далекого прошлого.

В 2005 году В.П. Конева награждена высшей наградой Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина золотой медалью имени Державина, орденом «Гордость Российской державы».

Вот уже более двадцати лет Вера Конева рассказывает детям и взрослым древнерусские мифы и сказки с помощью ... глины. Она учит людей лепить из глины деревья и животных, героев славянской мифологии, копии древних амулетов... И помогает своим ученикам не только познать историю и культуру страны — стать художником и творцом.

От автора выставки.

Ещё в школьные годы мне открылся удивительный мир Древней Руси. Познавая в дальнейшем историю и мифологию наших предков – славян, была поражена тем, что мы изучаем мифы разных народов, а своих не знаем. Так уж случилось, что лишь немногие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир славянской мифологии. Наверное, потому я заинтересовалась скульптурой малых форм, так как её корни уходят в глубокую древность, в первобытную культуру, к антропоморфным и тотемным фигурам. После многочисленных опытов и изучения специальной литературы, нашла и возродила древний обжиг – томлённое лощение северных славян. Теперь я могу манипулировать цветом керамики во время обжига без вмешательства каких-либо компонентов (не используя красок – они мне не нужны).

Я использую чисто ручную лепку, без гончарного круга и штамповки. Все мои работы посвящены мифам Древней Руси, они позволят вам окунуться в сказочный мир лощёной керамики, где правят суровые Перун и Велес... проказят домовые и лешие...

Очень сложно сочетать мифологию и археологию с искусством, нужно кропотливо изучать историю. Не зная истории, мифологии, значения символов в орнаменте, художник может сделать грубейшую ошибку. Вот простой пример:

Вы все видели иллюстрацию к книге «У лукоморья». Неужели никто не задавал вопроса, как эта бедная русалка ползла на этот дуб? По-пластунски? Дело в том, что наши славянские русалки все были с ногами – мавки, берегини, шликуны, вилы и т.д. Вспомните Гоголя! А русалки с хвостом к нам пришли во время христианства. Когда Моисей искал обетованную землю, его преследовало фараоново войско. Подойдя к морю, Моисей попросил Бога ему помочь. Море расступилось. Моисей со своими людьми прошел, а когда вступило фараоново войско, море сомкнулось, люди погибли. Мужчины превратились в тритонов, а женщины в русалок с хвостами. Такая русалочка-фараончик, чтобы выйти на берег (вспомните Андерсена) отдала колдунье свои волосы и голос. И таких ошибок не мало...