1498

Выставка «Не житьё-бытьё, а Масленица» откроет Масленичную неделю в Витославлицах

11 марта 2013 года в 16:00 в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы», в доме графини А.А. Орловой-Чесменской, состоится открытие выставки «Не житьё-бытьё, а Масленица». На выставке представлены темы: встреча Масленицы блинами и чаепитием, катания и развлечения, проводы масленицы. На выставке демонстрируются поддужные колокольчики, самовары, чайники, фарфоровая посуда, утварь, связанная с выпечкой блинов. Выставка «Не житьё-бытьё, а Масленица» будет работать в доме А.А. Орловой – Чесменской с 11 по 24 марта 2013 года.

С открытия выставки «Не житьё-бытьё, а Масленица» начинается неделя Широкой Масленицы, которая в этом году впервые пройдет в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» с 11 по 15 марта с 17 до 19 часов.

Для информации:

Масленица проводилась на сыропустной неделе, предшествовавшей Великому посту. В православной традиции сыропустная неделя – это неделя подготовки к Великому посту, когда надо думать о Боге, всепрощении, отказаться от мясной пищи, вспомнить о своих грехах. Масленица начиналась в понедельник и заканчивалась в Прощеное воскресенье.

В русской деревне существовала вера в то, что Масленицу нужно «потешить». Человек, отказавшийся её праздновать, будет жить, по поверью, «в горькой беде и худо кончит». В народной традиции Масленица – самый веселый и разгульный праздник в году, праздник – для всех, как старых, так и для малых. Увеселения состояли из обильных трапез с блинами, продолжительных чаепитий, кулачных боёв, зажигания костров, катания на санках с ледяных гор, катания на лошадях, празднично убранных, с колокольчиками под дугой. По обычаю, катались «на долгий лён», обеспечивая тем самым хороший урожай льна. Главные действующие лица Масленицы – молодые женатые пары, которых чествовали.

Каждый день масленой недели носил своё название. Понедельник – «встреча». К этому дню достраивались качели, горы, балаганы, те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Во вторник, в «заигрыш», с утра молодые люди приглашались покататься с гор и поесть блинов. В этот день звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы, и блины испечены, просим жаловать!». В среду – «лакомку» – зять приходил к тёще на блины. С четверга – «широкого разгула» – Масленица разворачивалась во всю ширь. Пятница – «тёщины вечёрки», тещу на блины приглашал зять. Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки звали к себе в гости золовок, которым дарили подарки. В прощеное воскресенье, в последний день перед Великим постом, масленицу провожали. Повсюду горели костры, в которых сжигали

Масленицу. Её ругали, прогоняли, провожали шумом, криками, музыкой, кривляньями и приплясываниями. Сжигание, уничтожение, растерзание Масленицы означало уход зимы, обеспечивало урожай и благополучие.