1221

Выставка современных белорусских художников

26 октября 2012 года в 16.00 ч. в выставочных залах Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Великий Новгород, пл. Софийская-Победы , 2) в рамках выставочного проекта «Единое культурное пространство» состоится открытие выставки «На рубеже столетий. Творчество белорусских художников» из фондов Научно-исследовательского и просветительского учреждения культуры «Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник». Выставка будет работать с 26 октября по 20 декабря 2012 года.24 октября в картинной галерее Полоцкого музея состоялось открытие двух выставок из Великого Новгорода: «Александр Невский» (из фондов Новгородского музея-заповедника) и «Творчество новгородских художников».Живопись, графика, скульптура (всего на выставке представлено около 80 произведений) отражают многообразие художественных поисков белорусских художников конца ХХ – начала ХХI веков. Экспозиция представляет собой элемент исследования панорамы творческих процессов, происходящих в стране. Среди участников выставки – заслуженные деятели искусств Беларуси, народные художники, художники среднего и молодого поколений.Главным принципом подбора работ для экспозиции был выбран не энциклопедический обзор всех существующих тенденций и направлений, а показ культурного поля определённого периода в белорусском искусстве. Для белорусских художников, в поле нашего общего культурного пространства, главным становится поиск философского осмысления окружающей среды, что помогает отражать новации современного искусства на основе традиций отечественной художественной культуры.

Белорусские художники воспринимают окружающий мир через эмоциональные ощущения, наполняя их философскими размышлениями и интеллектуальными посылами. Поэтому закономерно, что их искусство рождает больше вопросов, чем дает простых ответов, заставляет задуматься над общечеловеческими проблемами. Эта особенность отличает станковую живопись, превращая её в сложную систему знаков и символов, предлагая современное прочтение классических живописных жанров (работы А. Кузнецова, А. Журавлёва, О. Сковородки, И. Басова, Н. Бущика). Художники группы «Немига 17» (А. Кузнецов, З. Литвинова, Н. Бущик и др.) провозглашали «желание оживить прерванные живописные поиски 1920-х в истории национального искусства», защищая идею цветовой живописности холста, построения его по законам цветовой лепки формы, внося неоднозначность образного решения. Для белорусской живописи этот процесс был актуален и открывал новые возможности. В конце 90-х появляются новые тенденции в живописи, выход на уровень ассоциативно-формалистических задач. О чём ярко свидетельствуют работы С. Тимохова, А. Шилко, В. Савича, А. Коновалова, А. Журавлёва. Ассоциативность и цветовое полифоническое многоголосие характерны работам А. Соловьёва. Эмоциональная выразительность, импрессионистическая сочность цвета, динамичная манера письма – важная черта его живописи. Художник любит сложные ритмы в картинной плоскости. Он моделирует пространство чередой свободно вибрирующих цветовых пятен, отводя основную роль цветовым контрастам и эффектной пластике. Художники, близкие к развитию направления интуитивной живописи, полагаясь на багаж человеческого подсознания и отправляя зрителя к эмоциональным ощущениям, пережитым некогда, выводили формулу воздействия цветовых ритмов на эмоционально-интеллектуальную сферу восприятия зримого. Они работали над проблемой психологического прочтения цвета как элемента построения пространства. Работы современных белорусских художников, выполненные в смешанной технике (работа А. Коновалова «Воскресенье»), несут в себе отпечаток времени, структуры повседневной жизни. Жизни, которая строится не по праву логики, а по праву эмоциональных всплесков и парадоксов. Фактурность осязаемого мира даёт в большей степени информацию субъективную, нежели объективную. Поэтому для художника пересказ видимого мира в его реалистической непосредственности порой неадекватен его личностному психологическому восприятию этой действительности. Тогда художник привносит в свои работы фрагменты осязаемой реальности; газетные обрывки, блеск фольги и многое другое из вещественного мира, пытаясь наделить работу смысловыми и тактильными ощущениями. Сегодня, во времени ярко выраженного концептуализма во всех сферах искусства и культуры, обособленно в белорусском искусстве стоит имя Р. Вашкевича. Его проекты балансируют на грани актуального поп-артовскоко восприятия и представления извечных эгоистических ценностей человеческого я, меняющих форму при одинаковом содержании. «Мания преследования» Р. Вашкевича – это тайный смысл страхов нашего подсознания, углублённое чувственно-осмысленное постижения сокрытой стороны человеческой личности.Коллекция рисунка, акварели и печатной графики в фондах НПИКМЗ охватывает период с 1961 по 2012 гг. Графическому мастерству белорусских художников свойственен углублённый анализ истории и духовной жизни белорусского народа. Это ярко звучит в эстампах А. Кашкуревича, В. Вишневского, В. Славука и др. В современный период художники всё больше тяготеют к смешению технических возможностей в исполнении своих работ, к созданию и выбору тем, вызывающих невозможность однозначного прочтения, к привлечению зрительского интеллекта в понимании работы. Многоаспектное художественное самосознание сегодня стремится вооружить человека средствами, помогающими ему понять самого себя и освоить своё жизненное пространство. Художники, на основе академического мастерства, стремятся искать новые пластические и сюжетно-тематические решения, применять технологически современные материалы для достижения осязательно-психологического восприятия («Детские игры» П. Войницкого, «Галлюциногены» О. Сазыкиной). Разнонаправленные и взаимоисключающие представления о современном искусстве являются вполне естественными для белорусских художников и отражают принцип эстетического плюрализма.