960

Выставка «Торг знает меру, вес да счет»

Продолжает свою работу выставка «Торг знает меру, вес да счет», сообщает «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник»

Выставка знакомит с мерами объёма, веса, длины и различными устройствами, приборами и приспособлениями для их определения, которые использовались в торговле в конце XIX – начале XX века. В том числе уделяется внимание мерам, бытовавшим в крестьянской среде, умениям крестьян считать и распознавать денежные знаки. На выставке представлено около ста предметов из фондов Новгородского музея-заповедника: аршины, кошельки, кубышки, копилки, разновесы, весы, счёты, монеты и др.

В сельской торговле наряду с денежным обменом осуществлялся натуральный, привозимый торговцами мелочный товар: пряники, конфеты, крендели, патока, постное масло и прочее меняли на тряпки, кости, лён и многое другое.

Покупали товар по счёту: единицами, десятками, например, на копейку продавали два веретена или десять. Особые местные единицы измерения существовали в ткачестве. Так, пряжу считали пасмами, тальками и мотами. Нитка, намотанная на мотовило три раза, составляла чисминку, десять чисминок – талька, две тальки – мот.

Крестьяне использовали меры длины: вершок, четверть (пядень), аршин и сажень. Веревки, сети и др. при покупке измеряли ручной саженью (расстояние, измеряемое руками, разведёнными в стороны). Продолжали пользоваться старинной мерой – локтем (расстояние от локтя до кончиков пальцев), «плечко» (расстояние от середины груди до кончиков пальцев вытянутой в сторону руки). Для домашнего употребления у многих имелись самодельные аршины, сделанные по подобию аршина портного или заезжего торговца. Для измерения коротких предметов брались подсобные предметы, например, кнутовище, топорище и пр. При покупке земли пользовались мерами, которые называли «кубиком». Сначала площадь делилась на участки одинаковой длины, затем остатки – на узкие полоски.

Не только в сказках, но и в жизни народ использовал, наряду с универсальными единицами измерения, приблизительные меры, удобные в быту: корзины, лукошки и пр. Например, лукошками, а также десятками продавали яйца, решетами – овёс, морковь, лук и пр. К наиболее древним бытовым народным мерам вместимости можно отнести щепоть, пясть, пригоршни.

Вместимостью какого-нибудь сосуда измерялись не только сыпучие тела, но и жидкости. Распространенной в народе мерой был ушат (от 3 до 4 вёдер), которым, например, продавали капусту. Творог продавали вёдрами, величина которых не у всех была одинаковой (от 25 до 33 фунтов воды). Использовались и другие ёмкости: кадки (кади), кружки и пр.

Крестьяне давали в долг, продавали и покупали «на вес и меру». Для измерения сыпучих тел крестьяне редко использовали фабричные металлические меры («казенные», «печатные меры»), повсеместно употребляли самодельные – «мера», «малёнка», «дупелька», соответствующие условно четверику. Иные имели две меры: одну больше казённой, другую меньше. Разница между самодельными четвериками была существенной, иногда в одну меру. Например, четвериками продавали картофель, также и зерно, но при этом четверики превращали в четверти – мера объёма, тоже известная крестьянам. Мука измерялась мешками.

Постепенно получает всё большее распространение продажа по весу. Взвешивая, продавали масло, лен, шерсть и пр. По весу кузнец принимал железо и отдавал сделанные из него гвозди, принимали молоко на сыроварне и маслодельне. Ягоды, продаваемые ранее корзинами и лукошками, начали также продавать на пуды и фунты, которые из всех мер веса были известны крестьянам. Лен дома считали на десятки́ (десять горстей или волокон) и кирби (десять десятков), продавали на фунты.

В домашнем хозяйстве весы имелись не только у крестьян, занимающихся куплей-продажей. Наиболее распространенным измерительным прибором были фабричные или самодельные безмены. Кроме «казенных» мер сыпучих тел и веса у крестьян были и свои особенные меры. Использовали палки, утварь: сковородники, поварёшки и пр. Когда соседка забегала попросить в долг сахар, кусок подвешивали на конце поварёшки, противоположном лопасти. Используя петлю, уравновешивали оба конца. На том месте поварешки, где она стала в равновесие, делали зарубку, следовательно, соседка возвращала столько же, сколько ей было отпущено. «Вес и мера – святое дело», – говорили крестьяне.