1263

Выставка в Валдае: "Святые, особо почитаемые в Новгороде"

В Музее уездного города г.Валдай открылась новая выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас …» из собрания Новгородского музея-заповедника.

Выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас …» знакомит с образами избранных святых, которых особенно чтили древние новгородцы. Почитание определенного круга общехристианских святых установилось в Новгороде вскоре после крещения (988 - 989 гг.), что подтверждается посвящением им храмов и приделов, а также многочисленностью образов в произведениях искусства. Тематическая структура выставки состоит из двух разделов. Первый посвящен общехристианским святым, почитание которых сложилось в древнейший период. Последовательность тем этого раздела - пророки, апостолы, святители, мученики - соответствует иерархии чинов святости. Второй раздел выставки отражает сложение местного пантеона прославленных новгородских чудотворцев.

Особый интерес вызывает представленный на выставке образ «Иоанн Богослов в молчании», напоминающий о причастности великого тайновидца к Божественной мудрости, которую нельзя знать непосвященным.

Новгород являлся одним из древнейших на Руси центров почитания святителя Николая Мирликийского, епископа Малоазийского города Миры в Ликии (к. III - IV в.), одного из отцов церкви, великого чудотворца, наиболее чтимого в христианском мире святого. Именно в Новгороде находится самый ранний из сохранившихся древнерусских храмов, посвященных святителю, - Никольский собор на Ярославовом Дворище. Согласно летописи, он был основан в 1113 г. новгородским князем Мстиславом Владимировичем, исцелившимся от чудотворного круглого образа святителя Николая. На выставке экспонируются уникальная икона с изображением сцен чудесного исцеления князя Мстислава, а также памятники, представляющие многообразие иконографии святителя - Николай Можайский, Николай Зарайский и житийный образ чудотворца.

Особое место в ряду воинов-мучеников занимают первые русские святые — князья Борис и Глеб, прославленные уже в XI в. Свв. Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Святославовича, были убиты в 1015 г. братом Святополком, который вел борьбу за киевский княжеский престол. В состав выставки вошли памятники, представляющие два основных типа парных изображений святых страстотерпцев Бориса и Глеба - в княжеских одеждах, в рост и в образе воинов-всадников.

Отдельная тема выставки — почитание в Древнем Новгороде святых жен: мучениц Параскевы Пятницы, Екатерины, Варвары и др. Среди них особо чтилась св. Параскева Пятница, жившая в малоазийской области Иконии в IV в. Великомученица считалась покровительницей торговли, заступницей и помощницей во всех бедах, но главный аспект почитания связан с ее именем (Параскева в переводе с греческого — пятница), которое ассоциировалось со Страстной пятницей, днем распятия Христа.

Второй раздел выставки посвящен прославленным новгородским чудотворцам. Начало формирования местного пантеона святых относится к XII в., когда складывается почитание одного из первых владык - епископа Никиты (ум. 30 января 1108г.). В ХIII в. начинают чтить преподобного Варлаама Хутынского (ум. 6 ноября 1192г.(?)), основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Значительное расширение местного пантеона происходит во второй трети ХV в. при архиепископе Евфимии II Вяжищском (1429-1458 гг.), прославившем погребенных в Софийском соборе новгородских святителей и князей. Среди них - архиепископ Иоанн-Илия (ум. 7 сентября 1186 г.), при котором новгородцы одержали победу над суздальцами в 1170 г. с помощью чудотворной иконы «Богоматерь Знамение», а также князь Александр Ярославович Невский (ум. 14 ноября 1263г.). На церковных соборах 1547 и 1549 гг. была утверждена общерусская канонизация целого ряда новгородских святых, а в 1597 г. установлено празднование памяти преподобного Антония Римлянина (ум. 3 августа 1147г.), основателя Антониева Рождественского монастыря. На выставке представлены образы наиболее почитаемых новгородских святых. Большой интерес вызывает икона «Свв. Никита и Иоанн Новгородские» - осененный «Богоматерью Знамение» парный образ святителей, воспринимавшийся как символ новгородской церкви.

Особую группу составляют иконы, на которых новгородские владыки и преподобные изображены на фоне основанных ими монастырей. Эти памятники являются важнейшими изобразительными источниками, запечатлевшими архитектурные ансамбли крупнейших обителей Древнего Новгорода, многие из которых не сохранились до наших дней. В состав выставки вошло тридцать три иконы, шитая палица и пятнадцать памятников медного литья XVI — начала XX вв. из собрания Новгородского музея. Использование наряду с древнерусскими произведениями памятников ХVIII — начала ХХ вв. подтверждает присущую духовной и художественной культуре Новгорода приверженность древней традиции.