891

Выставка «Взять на карандаш. Графика из фондов музея»

«Взять на карандаш» - в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли открылась выставка графики из фондов музея. В открытии экспозиции принял участие председатель комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Сергей Богданов.

Сегодня в основных фондах музея Государственной культуры Новгородской культуры Новгородской земли хранится порядка 700 графических работ. В экспозиции представлена лишь малая часть коллекции: 90 работ 15 авторов.

Графика, самый нежный из жанров изобразительного искусства — одновременно и самый хрупкий. Графические листы нельзя показывать в постоянной экспозиции: они страдают от прямого света, влажности воздуха. Для зрителя рисунки, гравюры, офорты извлекают из запасников раз в несколько десятков лет.

Особенностью выставки является то, что на ней не представлены графические работы, выполненные акварелью, гуашью, темперой или пастелью. Основу выставки составили рисунки и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Интересный факт: из пятнадцати авторов, чьи работы представлены на выставке — тринадцать — мужчины. Сегодня же, наоборот, к графике чаще тяготеют женщины.

- За искусство перестают платить, и мужчины, видимо, начинают искать прибыль в других сферах деятельности, - говорит заместитель директора музея Светлана ИВАНОВА. - Если вы заметили, то и печатной графикой сейчас мало кто занимается, это очень дорого. Так что фонды — уникальная возможность увидеть всё разнообразие графики.

Выставка является одной из сменных выставок музея, показывает историю формирования фондов музея, самых крупных и значительных коллекций и знакомит любителей искусства с графическими листами, часть из которых экспонируется впервые.

В графике, наряду с завершёнными композициями — офорты Б.Л. Непомнящего и Д.С. Кондратьева, линогравюры Н.М. Локотькова и А.И. Завьялова, гравюры и офорты Э.Н. Иванова.

Самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски и зарисовки известных новгородских живописцев Д.В. Журавлева, В.С, Рябова, С.М. Соколова, А.А. Варенцова.

Александр ВАРЕНЦОВ, заслуженный художник: «Для художников-живописцев эти работы носят, по сути, рабочий материал и сравнить их — очень интересно. У каждого художника, чем бы он ни занимался, очень много папок с графическими набросками — идеями, которые они собираются выражать в материале — будь то живопись или скульптура, например. Поэтому то, что мы видим на выставке — лишь маленькая часть айсберга, который находится в мастерских. В музей всегда уходят лучшие работы. Поэтому многие художники беспокоятся, чтобы их этапные работы — рисунки, наброски, зарисовки, в музей не попали. В эпоху Возрождения, например, даже было такое требование, когда художники уничтожали все свои рисунки, что они делали перед написанием картины. Но нередко самое интересное как раз и скрывает в себе этот подготовительный материал. Но если для художников-живописцев эти работы носят рабочий характер, они могут быть не столь проработаны, то для художников- графиков это - самостоятельные, полноценные произведения. Тем интереснее сравнить работы, представленные в залах музея».

Небольшую, но интересную часть выставки занимают книжные знаки — экслибрисы, выполненные художниками В.И. Стуковым, Э.Н. Ивановым, В.П. Шульгой. Экслибрисы позволяют отразить характер, показать увлечение владельца лаконичным рисунком, выполненным в виде печати и проставляемым на книгах из личной библиотеки.

Не обладая таким объемом полноты возможностей, как живопись в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности: для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности.

Выставка будет работать до 27 февраля 2011 г.

Фото А.Жаркова