Зампред Сбера Станислав Кузнецов — о новых трендах телефонного мошенничества и платежах улыбкой

Телефонные мошенники стали вынуждать россиян не только переводить накопления и брать кредиты, но и совершать противоправные действия — например, поджигать банкоматы и военкоматы. Об этом в интервью «Известиям» на ПМЭФ-2023 рассказал зампред Сбера Станислав Кузнецов.

В Сбере фиксируют увеличение количества звонков со стороны телефонных мошенников, за год их количество выросло в 1,7 раза. В среднем жителям России в сутки поступает 8,6 млн подобных вызовов. Это значит, что каждый день активно работают примерно 180–200 тысяч преступников, которые организованы в мошеннические колл-центры.

— Как с этим бороться? Мне кажется, что самый эффективный путь — повышение уровня киберграмотности. Россияне должны знать, как реагировать на звонки мошенников, что нельзя говорить в ответ тем, кто звонит. При малейших сомнениях необходимо перезванивать в ту кредитную организацию, в которой гражданин обслуживается. Кроме этого, банк и регуляторы сегодня проводят очень активные действия, чтобы ввести технические ограничения, — рассказал Станислав Кузнецов. — Вносятся поправки в законы. Создаются новые технологии для того, чтобы выявлять звонки телефонных мошенников. Создаются системы, которые не позволяют проводить финансовые операции под воздействием мошенников. В Сбербанке сегодня создана такая система — она одна из самых эффективных в мире. Так называемый фродмониторинг, или, на профессиональном языке, «фродмон». Система научилась выявлять не менее 99,6% мошеннических телефонных звонков и останавливает любые операции, если такие случаются.

Сейчас мошенники стали части звонить от имени правоохранительных органов, а не от «службы безопасности банка». Такие мошенники сообщают о неких проблемах, а потом предлагают перевести деньги для их решения.

— Два года назад стала распространяться новая тема — попытка украсть недвижимость. Жертв принуждают подписать документы, для того чтобы переоформить собственные объекты недвижимости. Это очень болезненные потери, — подчеркнул зампред Сбера. — А вот тренд последнего года — это еще и принуждение совершения каких-то актов. Зафиксировано по всей России несколько десятков терактов, совершенных под воздействием телефонных мошенников. Жертвы преступников, для того чтобы им вернули деньги, уже украденные мошенниками, действовали по приказам. Люди поджигали органы власти, учреждения военкомата, банковские офисы и банкоматы.

Рассказывая о проектах по биометрии, Станислав Кузнецов отметил, что при проверках оказалось, что технологии надежнее человека. Сейчас в банке собрали около 30 млн биометрических слепков, которые надежно защищены. Уже сегодня можно подойти к банкомату и идентифицировать свою личность не PIN-кодом, а лицом.

— Считаю, что у биометрии большое будущее, и нам надо сегодня очень много инвестировать в безопасность, а значит, в надежность. И как только уровень надежности не будет вызывать ни у одного регулятора никаких сомнений, тогда у нас открываются колоссальные возможности для будущих прорывных проектов. Это и проход через государственную границу. Это и проход на транспортные средства, включая самолеты. Паспортный режим, визовый режим, подтверждение сделок, в том числе нотариальное, — в любых вопросах, в которых необходимо идентифицировать свою личность, биометрия точно может занять свою нишу, — подытожил он.