Жительница Финляндии передала Новгородскому музею-заповеднику редкий артефакт
В фонд текстиля Новгородского музея-заповедника поступил уникальный предмет. Это расшитое полотенце рубежа XIX-XX веков.

Прямоугольный белый рушник украшен орнаментом. Узор верхней вышивки представляет собой композицию с древом жизни в центре, коронованными птицами с поднятыми крыльями и когтистыми лапами по бокам и миниатюрными женскими фигурами ближе к краям ткани. Ниже – три орнаментальные полосы. Между ними вшиты узкие полосы ситца синего и красного цвета с надписями: «старѣйшему почетному члену Николаю Дмитріевичу Полежаеву отъ благодарныхъ дѣтей новгородскаго Николаевскаго пріюта». Каждый конец полотенца оформлен широким краем коклюшечного кружева.
— Предмет предельно индивидуален, и в этом его главная особенность. Одариваемый Полежаев был вполне известным горожанином, имел лесопильное предприятие, крупчатые заводы на реке Шоле Белозерского уезда Новгородской губернии. Благодаря полотенцу, теперь мы узнали еще и о его благотворительной деятельности. Более того, красочный рушник является одним из немногих артефактов, оставшихся от Николаевского детского приюта, существовавшего с 1860 г. и названного в честь великого князя Николая Николаевича, — рассказали в Новгородском музее-заповеднике.
Полотенце нашла Ольга Бархоткина, живущая сейчас в Финляндии. Партнеры-коллекционеры Ольги, сотрудники стокгольмского магазина Old Touch, специализирующегося на текстиле и винтажной одежде, обратили внимание на предмет с русскими надписями и отложили его для неё. Когда изделие попало в руки женщины и она смогла прочитать вышитое, стало понятно, что оно непосредственно связано с Новгородом. Связавшись с сотрудником Новгородского музея, Ольга Бархоткина предложила передать полотенце в фонд и вскоре привезла его на родину.
— Догадываюсь, судьба заставила Полежаева покинуть Россию по причине революции, и с собой он взял только самое дорогое — в том числе, это полотенце. Да, здесь есть пятна от хранения, от использования в прошлом, однако вещь явно берегли, причем так, что и краски, и вышивка остались в идеальном состоянии, — поделилась Ольга Бархоткина.