919

Живописная судьба Александра Олигерова

Впервые в выставочных залах музея художественной культуры Новгородской земли открылась персональная выставка известного новгородского художника Александра Олигерова.

Да, именно впервые за последние двадцать (!) лет. Сегодня его работы можно видеть в галереях и салонах всего мира: от Парижа до Южной Кореи. И вот, наконец-то Великий Новгород. Три выставочных зала, порядка шестидесяти работ… Яркие, необычные по форме, содержанию, неоднозначные, спорные, но очень притягательные. Одним словом, это «другое искусство». Именно так трактуется модернизм — стиль, в котором работает Александр. Главной целью модернизма является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Ядро выставки составляют картины, выполненные в стиле летризма. Это — одна из ветвей модернизма, одно из направлений в современном искусстве, использование в картинах нечитаемого текста как графического элемента. Он далек от каллиграфии, но интересен автору тем, что графика почерка в таких картинах иногда говорит об авторе больше, чем он даже думал и хотел.

Александр ОЛИГЕРОВ родился в 1965 году, в 1993 году окончил художественно-графический факультет Российского Государственного педагогического университета Санкт Петербурга. В 2004 году на международном фестивале искусств «Мастер-класс» в Санкт- Петербурге Александр Олигеров получил первый приз и «Шапку мастера» в номинации «Живопись». В сентябре 2007 года в Париже на выставке «Встреча художников пяти континентов» живопись Олигерова представляла изобразительное искусство Европы, среди искусства 100 других художников со всех континентов.

В 2006 году за работы, представленные на выставке в Санкт-Петербурге «250 лет Академии Художеств России» был награжден серебряной медалью Академии Художеств России.

Картины художника находятся в собрании Государственного музея Академии Художеств России, Государственного новгородского музея-заповедника, в частных собраниях в России и за рубежом. Наибольшая из которых коллекция вице-президента компании “Samsung” (Южная Корея) господина Ли Гил Хана (42 картины).

Булат ЯМАНОВ, председатель новгородского регионального отделения Союза художников: «Есть художники, на которых в процессе общения можно повлиять. Мы часто общаемся с Сашей и в процессе общения, я понимаю, насколько этот человек стержневой, у него есть своё видение, своё направление. И кто бы ни подходил к нему, кто бы ни критиковал его работы, он слушает, но идёт своей дорогой. Это его выбор. И нельзя сказать, что это работы формальные. Нет. Они очень эмоциональны, продуманны. И в основе своей композиционной, и в цветовом решении, и вообще в формате. У него всё оправданно. При этом он прекрасно выполняет работы и в реалистическом направлении».

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ народный художник: «Мне кажется, название у выставки больно жесткое: МОДЕРНИЗМ. Я думаю, назвать её надо было «Поэтические грёзы». Потому что в этих работах явно ощущается поэзия, которая не отпускает. Это сродни хорошим стихам, хорошей музыки. Это очень важно.

С Сашей мы познакомились в 1997 году. И писал он тогда совершенно по-другому. Это были наивные холсты, но удивительно красивые. Он не доверял Союзу художников: боялся его, сторонился… Но на выставке в Кирове в 1998 году прекрасно выставился. И после этого началась постепенная работа. Я часто бывал у него в мастерской, слушай его как губка. Он показался мне удивительным человеком, с массой интереснейших идей, порой спорных, но это ещё больше меня привлекало. Александр Олигеров — это человек, для которого живопись стала судьбой».

- Александр, а как вы относитесь к классическому реализму — направлению, в котором работает большинство Новгородских художников?

— Против академического реализма я ничего не имею. Я его преподаю. Мало того, многие мои ученики, особенно — наиболее успешные, работают в академическом реализме. Почему же так происходит, спросите вы. Для этого нужна среда. Моя среда была вне Новгорода, я сюда из неё приехал и продолжаю в ней находиться. Новгород — моя мастерская. Если говорить о живописи как о профессии, то такой профессии в Великом Новгороде нет, не будем лукавить. Здесь есть рынок, но дальше сувенирной живописи он не идёт. Есть люди, которые занимаются живописью и подрабатывают для жизни, а есть те, которые работают и пописывают по выходным. Счастливцы первые, но их немного. — А себя вы к первым причисляете или ко вторым? — К первым. Но я давно вышел за рамки новгородского маркета. Ведь главное в арт-рынке — люди, которым нравится живопись, которые могут действительно сопереживать увиденному: будь то картина, стихотворение или музыка. А это — все-таки специфическая аудитория. Когда на человека начинают влиять пятно, линия, пластика, образ в целом, тогда можно говорить об эстетике восприятия.

— Вы являетесь членом Парижского союза художников. Интересно, чем эта организация отличается от российской? — Союз художников за рубежом не имеет зачастую определенной планки — ни географической, ни качественной. Это его плюсы и минусы. Плюс в том, что он очень демократичен, гибок, а минус — в том, что ты, собственно, не знаешь, что и ожидать. Например, на парижском салоне я видел всяких котят, очень сладенькие цветочки — невероятно салонные картины. У нас бы они просто не прошли на областную выставку, а там выставляют в Лувре...

Выставка работает до 23 января.

Фото А.Жаркова