1145

Знакомство с коллекцией

В музее изобразительных искусств открылась выставка, на которой представлено более двухсот произведений портретного жанра из фонда живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника.

Большая часть произведений экспонируется впервые. Масштабная экспозиция готовилась в течение нескольких лет реставраторами масляной живописи Т.Н. Бодиной, Л.М. Никулиной, М.А. Федотовой, проводившими сложнейшие комплексные работы по реставрации практически всех произведений живописи. Одновременно автором выставки И.М. Васильевой, хранителем фонда изобразительного искусства В.Ю. Карповой, старшим научным сотрудником И.В. Хохловым, реставраторами Л.М. Никулиной и Т.Н. Бодиной велась научно-исследовательская работа по атрибуции произведений, в результате которой были определены многие изображенные персонажи, найдены сведения об авторах, уточнена датировка работ.

Интересно, что наряду с произведениями профессиональных мастеров полноправное место на выставке занимают портреты художников провинциального круга.

- Портрет в нашей коллекции, бесспорно, - доминирующий жанр, - говорит Ирина Васильева, искусствовед, заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. – Идея подобной выставки нас возникла давно. Но осуществить её в полном объемё мы смогли лишь сейчас. Здесь представлено много картин после реставрации. Ещё недавно они находились под профзаклейками: на них невозможно было даже рассмотреть изображение. Поэтому даже для музейных работников эти картины предстанут впервые.

Экспозицию открывает парсуна (от лат. persona - «персона», «особа»), демонстрирующая переходные черты от иконного образа к светской станковой картине.

- Эти работы очень редкие, - заметила Васильева. – И надо сказать, что в XIX веке было сделано очень много копий с парсун. В новгородском музее-заповеднике представлены в большинстве своём оригиналы.

Наиболее значительная и многочисленная часть выставки – портреты императоров и членов императорской семьи.

- В собрании Новгородского музея почти полностью представлена обширная иконография Екатерины II, - говорит Ирина Васильева. - На выставке экспонируется несколько графических портретов императрицы, среди которых наибольший интерес вызывает миниатюра неизвестного автора с оригинала шведского художника В. Эриксона «Портрет императрицы Екатерины II в шугае и кокошнике». Редкая иконография отличает исполненный неизвестным художником «Портрет императора Александра I», на котором он представлен с российской и польской коронами.

Творчество академических мастеров XIX века представлено галереей портретов, для которых характерны высокие живописные достоинства, убедительная выразительность и индивидуальность образов. Один из ведущих мастеров академического портрета второй половины XIX в. И.К. Макаров представлен на выставке «Портретом Нюты» - очаровательным изображением маленькой дочери художника.

Ярким и интересным разделом выставки является военный портрет. С оригинала В.А. Тропинина неизвестным художником исполнен «Портрет штабс-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка А.И. Лазарева» (1820-е гг.), юного героя Отечественной войны 1812 года, награжденного золотым оружием «За храбрость» и погибшего под Лейпцигом в 1813 г. Кисти прославленного мастера иппического жанра Н.Е. Сверчкова принадлежит эффектный по композиции и блестящий по живописному воплощению «Портрет штаб-ротмистра лейб-гвардии Конного полка М.П. Арнольди» (1854).

Образ и колорит купечества, в котором царили патриархальные отношения, сохранил для нас провинциальный живописец А.С. Валялов в парных портретах супружеской четы неизвестных боровичских купцов. Цепкость взгляда провинциальных художников позволяла уловить в модели физиономические черты в конкретном и неповторимом своеобразии, таковы экспонирующиеся на выставке «Портрет неизвестной с жемчужными бусами» и «Портрет неизвестной дамы с цветами в прическе».

В экспозиционном пространстве произведения изобразительного искусства дополняют комплексы предметов из фондов мебели и металла, фонда редкой книги и научной библиотеки, что позволяет создать историческое «обрамление» портретов.