Комментариев: 5
00
Автор: Михаил Кривый
6 сентября 2016 года, 15:32

Почти в каждом регионе России есть посёлки и деревни, где «Ростелеком» является единственным оператором связи. Но есть особенные места, где от работы магистральных каналов «Ростелекома» зависят города и регионы целиком. Об одном из таких мест и пойдет рассказ в этой публикации.

Главный акционер компании «Ростелеком» — Российская Федерация. Через Росимущество государству принадлежит 48.71% компании и через Внешэкономбанк еще 4.29%. Для компании это одновременно и преимущество, и недостаток. В обмен на инвестиции и преференции со стороны государства компания берёт на себя стратегические и социальные функции. Это и спецсвязь, и работа в регионах, куда другие операторы заходить не торопятся.

Буквально в это воскресенье, 4 сентября, компания «Ростелеком» предоставила своим клиентам на Камчатке тестовый высокоскоростной доступ к сети интернет. Это стало возможно благодаря прокладке оптоволоконного кабеля по дну Охотского моря. Жители полуострова совсем скоро получат всё то, к чему мы уже давно привыкли — скоростной интернет, цифровое телевидение и нормальные тарифы, в том числе и на сотовую связь.

Единственным оператором широкополосной передачи данных «Ростелеком» является не только на Камчатке и в Магадане, но и у нас на Северо-Западе. В 2012 году «толстый» канал пришел в Нарьян-Мар.

Директор Коми филиала Александр Хуциев в стиле рыбацких баек рассказывает журналистам о самых резонансных авариях.

Оптоволоконный кабель проложили из Сыктывкара (Коми) до Ухты и дальше по посёлкам, расположенным на реке Печора. Сложность строительства и обслуживания этой линии заключается в полном отсутствии какой-либо инфраструктуры. В этих краях к поселкам даже линии электропередач не подведены, всё работает на небольших электростанциях и генераторах. Об автомобильных и железных дорогах даже говорить не приходится.

На оптоволоконных линиях на расстоянии не более 120 км должно устанавливаться оборудование для регенерации сигнала. Это заставляет привязывать трассу оптического кабеля к существующим посёлками и деревням, и, как следствие, несколько раз перебрасывать кабель через реку Печора.

— Печора — это большая и очень своенравная река. Небольшие глубины, песчаные наносы и большие сезонные перепады уровня воды не дают нам жить спокойно. Мы ввели линию в эксплуатацию в 2012 году и уже в 2013 году получили жуткую аварию. Два года после этого у нас были предаварийные ситуации, и последняя авария была в этом году, — делится директор Коми филиала Александр Хуциев.

Для преодоления водных преград при прокладке кабеля обычно используется метод горизонтального бурения: делается прокол под дном реки с выходом на другом берегу. Но летом при строительстве линии в протоке не было воды, и строители проложили обычную траншею по сухому грунту. Осенью 2013 года уровень воды в Печоре немного поднялся, и из-за резких колебаний температуры начался ледоход. Небольшие глубины протоки и относительно мягкое песчаное дно привело к тому, что лёд как плуг вспорол дно реки и вырвал заглублённые кабели ВОЛС. 

Авария случилась на участке Окунев Нос — Медвежка в районе острова Крестовский. Ширина протоки в этом месте составила 700 метров. До ближайшей дороги условно более 300 км.

Место аварии на карте России (c) Google Maps.

Почему условно: На 417 тыс км² республики Коми приходится около пяти тысяч километров автомобильных дорог, из которых с асфальтовым покрытием чуть больше одной тысячи. Всё остальное — грунтовые дороги, в большинстве своем некруглогодичного использования. Хорошо иллюстрирует ситуацию выпуск телепередачи «Профессия Репортер», рассказывающий о части пути от Ухты к месту аварии.

С помощью вертолета на место аварии было доставлено около 20 связистов с лодкой и всем необходимым оборудованием.

Ледоход с шугой и быстрое течение не позволяли проложить временный кабель по дну реки. Связистам пришлось обустраивать радиорелейный канал меньшей пропускной способности.

Русло Печоры в районе аварии, остров Крестовский и протока. (c) Google Maps.

Для этого на оба берега реки было доставлено и смонтировано специальное оборудование, в воде и на берегах вырублена просека для прямой видимости и установлены радиорелейные антенны.

Всё время пока работал временный радиорелейный канал, на обоих берегах реки находились сотрудники «Ростелекома» и обеспечивали работу генераторов. Фактически было разбито два вахтовых лагеря с палатками, печками и т. п.

Ещё одно сложное место в Коми — участок ВОЛС между Интой и Воркутой. Это тундра, участки вечной мерзлоты. В условиях бесконечной белой пелены водители вездеходов очень любят цепляться глазами за кабельные столбики. В период распутицы гусеницы вездехода могут зарыться на метр с лишним и повредить кабель. А дорог там тоже нет, добраться можно только на поезде. Приходится доезжать до ближайшей станции или договариваться с железнодорожниками о технической остановке. А дальше пешком, всё оборудование на себе.

Похожую аварию на магистральном кабеле связи, но в более гуманных условиях, продемонстрировали журналистам во время тренировочных мероприятий на юге республики Коми.

Всё началось в ситуационном центре «Ростелекома» в Сыктывкаре. Поступила информация об аварии на ВОЛС Нювчим — Яснэг. По легенде учений 800 жителей посёлка Яснэг остались без телефонии, телевидения и интернета.

Группа журналистов погрузилась в автобус и поехала в объезд по хорошей дороге. Связисты же двинулись по кратчайшему пути, их полноприводные «Газели» позволяли это сделать.

Место аварии обнаружили достаточно быстро, в Коми лесах не так много тракторов.

Кабель не всегда удается быстро найти, но это не тот случай. Первым делом срезается стальная броня и зачищается кабель от внешней пластиковой оплетки и гидрофобного слоя.

Центральная часть этого конкретного кабеля содержит два модуля по четыре оптических жилы в каждом, две черных заглушки и несущий пруток из стеклопластика (второй справа). Заглушки используют для того, чтобы не перенастраивать оборудование на заводе, выпускающем кабель. Они имеют такую же толщину как и модули с оптическими жилами. Всего в этом кабеле 8 волокон, но их количество может достигать 144.

Простите, отвлёкся, леса южной части Коми прекрасны.

Кабель зачищается примерно на 1.5 метра, волокна временно кругами укладываются в соединительную муфту для точного определения длины. После того как определены места среза, волокна достают, зачищают и начинают варить.

Сварочный аппарат Fujikura (Фуджикура) FSM-50S автоматически позиционирует волокна. Электрическая дуга разогревает до установленной температуры концы волокон с микрозазором между ними, и торцы волокон совмещаются микродоводкой держателя одного из волокон.

C помощью механической деформации аппарат производит проверку прочности соединения и оценивает затухание, вносимое стыком.

Место сварки. Диаметр оптического волокна 125 мкм.

Место сварки укрепляется с помощью термоусадочной трубки со стальным сердечником. Это делается с помощью того же сварочного аппарата.

Ничего особенно сложного в сварке оптических волокон нет, но в случае аварийной ситуации идет борьба со временем.

Сваренные волокна укладываются обратно в муфту. 

Муфта закрывается и герметизируется.

В посёлок Яснэг вернулся интернет. Дело за малым, осталось построить нормальную дорогу и капитальный мост.

Смотрите также

Непростая связь: водолазы «Ростелекома»

С одной стороны, никогда бы не подумал, что у «Ростелекома» есть своя водолазная служба. Но с другой стороны, когда узнаешь о ее существовании, вроде бы всё и логично. Кто-то же должен обслуживать подводные коммуникации.

140 лет телефону — история одной концессии

В этом году исполняется 140 лет телефонному аппарату Александра Белла. Также в этом году компания Ростелеком полностью выводит из эксплуатации аналоговые телефонные станции в Новгородской области. По этому поводу мы съездили на АТС-5, которая находится на улице Свободы, и в Санкт-Петербург, где в доме Гансена на Невском проспекте была расположена одна из первых телефонных станций в стране.

«Цифровое равенство» Батецкого района (9)

На днях в Батецком районе «Ростелеком» запустил первые публичные точки доступа по федеральной программе «Устранение цифрового неравенства». Проект вызвал бурное обсуждение в социальных сетях и комментариях на «Новгород.ру», поэтому расскажу про него подробнее.

Ростелеком слушает! (2)

Это давно забытое чувство, когда ты снимаешь трубку и понятия не имеешь, с кем будешь разговаривать. Именно с этого ощущения начинают свой разговор с клиентом операторы контакт-центра компании «Ростелеком», к которым, в компании поволжских блогеров, на прошлой неделе присоединился и я.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки